Свалка под боком не нужна никому
Куда отправлять выбрасываемый жителями и предприятиям мусор? Такой вопрос всегда стоит остро, и Ульяновская область не исключение. Никто не хочет жить рядом со свалками, как в просторечии называют полигоны по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Хотя кому-то, увы, соседствовать с мусором приходится. А можно ли все-таки увозить его в бескрайней России куда-нибудь подальше от людей? Власти нашего региона считают, что самое подходящее место на перспективу – Майнский район, километрах в пяти от райцентра. Однако многие майнцы, узнав об этом, возмущены и протестуют.
К 2026 году поблизости с Майной планируется построить мусорный комплекс, который обещает стать наиболее крупным в регионе. Отходы сюда потекут с северных и западных районов области и с правобережья Ульяновска. Комплекс раскинется на площади более 60 гектаров, часть земельного участка якобы уже оформлена под будущий проект. На 10 гектарах разместится мусоросортировка мощностью 140 тысяч тонн в год. Полигон промышленных и коммунальных отходов IV-V классов опасности мощностью 300 тысяч тонн в год займет 43,6 гектара. 8 гектаров намечено отдать под объект обезвреживания и утилизации, его мощность составит 120 тысяч тонн в год. Все названное должно появиться согласно изменениям в Территориальной схеме обращения с ТКО для Ульяновской области. Этот документ определяет нормы накопления отходов в регионе, места накопления и схемы потоков образованных отходов к местам утилизации ТКО. Изменения в схему разработаны в областном правительстве в мае и если они будут утверждены, то в Майнский район хлынет почти половина всего мусора, собираемого в Ульяновской области.
4 сентября 2023 года на официальном интернет-сайте регионального министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства появилось уведомление о проведении общественных обсуждений проекта обновляемой Территориальной схемы обращения с ТКО. 4 октября обсуждение должно завершиться. Однако замечания и предложения по результатам рассмотрения проекта принимались только до 19 сентября. Многие жители Майны и ближайших сел считают, что общественные обсуждения были, по сути, скрыты от общественности, людей широко не проинформировали о происходящем. А майнцы выступают против возведения рядом с их райцентром мусорного полигона, что, в общем-то, неудивительно. На большинстве крупных полигонов ТКО в России до сих царит знакомая неприглядная картина. Свалка курганного типа, исходящее от нее зловоние, разлетающийся за пределы полигона мусор. Все это происходило, например, около села Красный Яр близ Ульяновска, где только через десять лет после закрытия полигона начали его рекультивировать, устранять накопившийся экологический ущерб (до сих пор никак не закончат).
Жители Майнского района опасаются и за судьбу расположенных в их краях лесов, рек, родников, за соседний водозабор, который может быть отравлен будущей гигантской свалкой. На этой неделе в Майне состоялся сход, где представители власти и бизнеса, среди которых были глава района Олег Шуенков и облминистр ЖКХ и строительства Александр Черепан, убеждали обеспокоенных людей в чистоте и невинности мусорного проекта. Аргументы для таких случаев приводились знакомые: технология безопасна, экологию не нарушит и вообще дело – экономически выгодное, принесет высокооплачиваемые рабочие места, дополнительные доходы в местный бюджет. А количество размещаемого мусора будет постепенно сокращаться: к 2030 году в России поставлена задача сортировать все собираемые отходы, часть перерабатывать и снизить отправку на полигоны вдвое. Собравшихся в клубе людей также попотчевали слайдами с зелеными пейзажами, образовавшимися на прежнем мусорном грунте, и пригласили на бесплатную экскурсию на подобный полигон в другом регионе, чтобы воочию убедиться, как прекрасно и безобидно он действует. Однако майнцы ни картинками, ни экскурсией не прельстились и настаивали на одном: они собрались не для выслушивания аргументов о преимуществах полигона, а ради того, чтобы его в намеченном месте не было. Люди собирают подписи (счет идет уже на тысячи) под обращениями к губернатору, к прокурору области, с требованием не принимать новую Территориальную схему обращения с ТКО, признать, что общественные обсуждения по ней проведены с нарушениями.
Никому не хочется жить рядом со свалками. Куда же девать мусор, который плодит человечество? Может быть, все-таки сжигать то, что останется после сортировки, как активно предлагалось несколько лет назад? Но в свое время люди из мусорного бизнеса говорили мне, что мусоросжигательный завод в Ульяновске окупится только, если туда будут свозить отходы со всего города. И опять вопрос – где строить: дымить же будет.
Виктор ГОНЧАРОВ
Фото: nia.eco