Так называемый социальный контракт пиарится в провластных ульяновских СМИ чуть ли не как гениальное и сверхэффективное изобретение по оказанию помощи гражданам, выводящее их буквально в разряд «зажиточных семей».
В лубочных телесюжетах идут чередой примеры этих самых соцконтрактов. Вот такая-то решила завести «свое дело», обратилась в соцзащиту и заключила социальный контракт, по которому получила от государства столько-то тысяч рублей, на которые купила поросят и теперь их выращивает. Такой-то на деньги по соцконтракту обзавелся станком и занимается изготовлением деревянных изделий на продажу. «На территории нашего района активно реализуется проект «Социальный контракт», - рапортует в Сети одна из муниципальных чиновниц. - Семья К., проживающая в д. Н.А. - замечательный пример этого проекта. Глава семьи Алексей работает социальным работником в комплексном центре социального обслуживания «Гармония»..., его супруга... ухаживает за младшей дочерью..., которой недавно исполнилось восемь месяцев. Всего в дружной семье К. четверо детей. В августе 2021 года семья К. заключила социальный контракт на ведение ЛПХ (личного подсобного хозяйства - «СК»). Они купили корову. Радует, что у них развивается хозяйство. Сейчас у них две коровы и куры. Имеется молоко для личного потребления и продажи...»
Читаешь такое и думаешь, чего же в этих рапортах больше - чиновничьего пафоса или же свидетельства крайней нищеты населения. Глава семьи в приведенном примере работает, но возможности купить корову без государственной субсидии у него не было. Не дом купить, не комбайн, а всего лишь корову, которые в советское время были практически в каждом сельском дворе! Без коров жили разве что совсем уж немощные старики да иногда часть сельской интеллигенции, учителя, например. Правда, в нашем селе и учителя почти все коров держали - ради своего молока, сметаны, масла и творога. И покупал народ этих животных на зарплаты, не беря даже взаймы. Но сейчас зарплаты, видимо, такие, что на них и козу не купишь, не то что корову, так что приходится идти на поклон к чиновникам. Контракт, однако, это не просто бумажка, по которой получаешь деньги, а и обязательство семьи, при неисполнении которого деньги придется вернуть. Это и отчетность, которая не каждому по зубам. Алексею с ней помогают, вероятно, в конторе, где он работает, иначе можно загреметь и за решетку - за нецелевое использование бюджетных средств. Ну, а то, что с двумя коровами и десятком кур у семьи «развивается хозяйство» - это уж, что называется, без комментариев.
То есть ульяновское чиновничество, вероятно, не только не считает нищету подведомственного населения позором для себя, но и строит на этой нищете предмет для гордости, на котором можно пиарить собственную доброту и продвигаться в карьере. И это не с одним лишь социальным контрактом, а повсеместно. Поддержание нищеты служит залогом публичной демонстрации успешной работы властей, как ни парадоксально. Ближе к сентябрю, например, власти объявляют акцию «Помоги ребенку собраться в школу», в ходе которой светятся перед телекамерами, вручая детям школьные ранцы, рюкзаки, тетради... Но каково их родителям принимать эти подаяния? Ликвидируя бесплатный проезд школьников в трамвае, демонстрируют свою щедрость, оставляя эту «льготу» для детей из малоимущих семей и выставляя тем самым их нищету на всеобщее обозрение. Тоже как бы заботятся, хотя на самом деле расписываются, на мой взгляд, в собственной лжи и никчемности.
Артур ТАНИЕВ.
Фото agro-matik.ru