Рост цен продолжается
На рост цен могут влиять изменение курсов валют, удорожание логистики, а также повышение инфляции.
Реальная картина роста цен в магазинах заставляет содрогнуться. Большинство товаров и услуг за последний год выросли в цене практически в два раза. Еще пару лет назад, на деньги, которые тратим в магазинах, мы покупали гораздо больше продуктов, чем сейчас.
На стоимость продуктов влияет несколько факторов: уровень спроса, географическое положение региона, климатические условия, логистика, транспортные, сырьевые расходы и много чего еще.
Насколько выросли цены?
Согласно данным Ульяновскстата, только за последнюю неделю в Ульяновской области выросли цены на свеклу, лук и картофель.
По официальным данным, среди продуктов питания лидером по росту цен в регионе стала свекла: только за одну неделю она подорожала на 7%. Средняя цена на килограмм на 4 марта 2024 года составляла 34,86 рубля. Выросли цены и на свежую белокочанную капусту, лук, картофель, соль, колбасу. Бананы подорожали на 0,21%. За неделю зарегистрировано снижение стоимости на помидоры (-3,6%), яблоки (-2,3%), огурцы же подешевели почти на 9,4%. В списке подорожавших непродовольственных товаров оказались сигареты, пеленки для новорожденных, сухие корма для животных.
По словам и.о. министра АПК и развития сельских территорий Алексея Леушкина, мониторинг цен на продукты ведется в 24 муниципалитетах Ульяновской области, в 80 торговых объектах.
За дело возьмется ФАС?
Недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с инициативой запретить бизнесу устанавливать экономически необоснованную стоимость товаров. Что это значит?
По мнению экспертов, вопросы могут возникнуть при резком увеличении цен на 30 процентов на протяжении не более чем 60 дней при условии, что рост невозможно объяснить экономическими факторами.
Как считает эксперт из Финансового университета при правительстве РФ Динара Васьбиева, это поможет расширить спектр возможностей антимонопольных органов. ФАС может вмешаться в процессы ценообразования, изучив всю цепочку движения продукции от производства до продаж.
Ожидается, что в ближайшее время правительство РФ может принять нормативно-правовые акты, позволяющие определить на чем обосновываются факторы экономического роста затрат, основные критерии существенного роста спроса и предложения, методику определения влияния на рост цен сезонного фактора, методику расчета оценки роста затрат, оказывающих влияние на ценообразование.
Данная инициатива с регулированием ситуации завышения цен повысит градус контроля крупных торговых сетей.
Проверка также коснется списков социально значимых продуктов. Законопроект однозначно ударит по доходам компаний, просто не позволяя им повышать цены. Падение доходов может привести к тому, что на прилавках может измениться ассортимент, а некоторые продукты могут и вовсе исчезнуть. Это может произойти в том случае, что если торговому бизнесу будут «диктовать» цены, по которым нужно продавать продукты. Это грозит прекращением закупок невыгодной продукции у предпринимателей.
Как считает юрист аудиторско-консалтинговой компании «Ком-Юнити» Александр Драгнев, соглашаясь с мнением и других экспертов, в связи с этим может произойти постепенное падение качества производимых товаров. В попытках сохранить те же цены, по которым закупает торговый бизнес для продажи в магазинах, производители могут прибегнуть к уменьшению массы и объема товаров.
Екатерина Стрельцова
Фото: freepik.com