Тюремная драма
Надзиратели могут стать заключенными
Исправительной колонии строгого режима, что расположена близ села Кременки Ульяновского района, славится давней историей. Основана она была 1 сентября 1959 года. Задумка была такая: зэки будут строить завод Цемстроя Ульяновского совнархоза. И построили. Правда, сама колония была тогда еще не строгого, а только общего режима. На всю страну это заведение прославилось в январе 2002 года, когда четырнадцать заключенных совершили дерзкий побег, прокопав ложками, совком и другими подручными средствами 17-метровый тоннель под ограждением. Копали они около трех месяцев, а вот операция по их задержанию заняла не более трех суток. Правда участвовали в розыскных мероприятиях порядка тысячи силовиков.
Им за побег добавили срока…
Беглецам тогда добавили по несколько лет заключения, и снова наступила тишина… И нарушена она была только в 2019 году, когда в различных СМИ появились сообщения, будто заключенные под покровительством администрации гонят на продажу самогон, а также торгуют «налево» продуктами питания. И снова тишь да гладь… Только вести о том, что в исправительной колонии №2 осужденные только и делают, что «развивают свои творческие способности, в ИК-2 функционируют множество кружковых направлений, таких как вязание, изобразительное искусство, спортивный, музыкальный и театральный кружки, студия кабельного телевидения, и другие».
И вот – уже в этом году тон вестей из мест, не столь отдаленных резко поменялся. Поводом для этого стало разоблачение в колонии ячейки запрещенного в России движения «Арестантский Уклад Един»*. На скамье подсудимых оказался и «смотрящий за колонией», и его подельник, которым грозит до десяти лет заключения дополнительно к уже полученным срокам.
Как сообщили в пресс-службе УФСИН, «злоумышленники продвигали идеологические и дисциплинарные функции, поддерживали, распространяли и сохраняли преступные традиции и обычаи криминальной субкультуры. Организатор контролировал перемещения осужденных между отрядами, распределение предметов, запрещенных на территории колонии, а также следил за пополнением денежными средствами так называемого «общака».
И это произошло в исправительном учреждении, которое долгое время считалось образцово-показательным, где проблемы сидельцев решались по закону, а не «по понятиям»…
СК разберется
Но на этом дело не закончилось. Вскоре в роли обвиняемых оказалось и несколько сотрудников колонии, которые подозреваются в превышении должностных полномочий. Предположительно заявил об этом один из заключенных, которого обвинили в нападении на сотрудника колонии. Насколько эти обвинения соответствуют действительности, сейчас разбирается Следственное Управление Следственного Комитета России по региону.
Вообще-то, в колонию строгого режима номер два в основном попадают те, кто отбывает первый срок. Например, бывший заместитель губернатора Ульяновской области Анатолий Озернов, осужденный за взятку.
«Проблемы» у заключенных начались в 2021 году, когда начальником УФСИН России по Ульяновской области был назначен Сергей Балдин, бывший начальник знаменитого «Черного дельфина».
На ужесточение режима заключенные ответили голодовками и жалобами. Что касается организации «Арестантский Уклад Един»*, то она признана в России экстремистской, и ее ячейки были разоблачены во многих колониях – не только в ИК-2, и реакция заключенных везде проявлялась примерно одинаково, хотя и в разной степени. Да, уголовное дело по статье 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) действительно в начале года было возбуждено, но его фигурантами пока являются «неустановленные сотрудники ИК-2». Фигурантов по сути нет, но вероятные подозреваемые из ведомства уже уволены, а это значит, что подозрения, по меньшей мере, небезосновательны. Кстати, это не первое уголовное дело, возбужденное в отношении сотрудников ИК-2 – примерно год назад под суд попали инспектор и оперуполномоченный, которые брали взятки за передачу посылок с запрещенными предметами. В общей сложности - 150 тысяч рублей. А совсем недавно за решетку отправился начальника отряда, который за взятки проносил для зэков спиртное.
Так что, существует зло, которое неискоренимо по причине несовершенства человеческой натуры. Но это не значит, что этому злу не стоит противодействовать.
Анатолий Капустин, коллаж автора
К фото: Учения по поимке беглецов продолжаются, а зэки стараются жить «по понятиям»…
*Экстремистская организация, запрещенная в России.