ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Вопиющий скандал в 91 интернате

Довольно неприятный скандал в конце недели всколыхнул соцсети. Телеграмм-канал «Симбирский шугожор» опубликовал аудиозапись, на которой из уст, якобы и.о. директора Оксаны Кочуровой при общении с подростком сыпется нецензурная брань, а от ее зама личные оскорбления. Региональный минобр уже объявил, что направит туда комиссию, дело на свой контроль взял и генеральный прокурор Краснов, недавно посетивший регион.

Хотелось бы отметить, что мы готовили эту публикацию обстоятельно. Изучили историю чатов, где проблему обсуждали люди, так или иначе вовлеченные в конфликт, связались с участниками конфликта, пообщались с педагогами разного возраста и разных «педагогических школ» и эпох. Все это делалось нами для того, чтобы быть объективными. Наша цель - не буллинг одной из сторон, а попытка дать объективную оценку произошедшему.

Сначала скажем несколько слов о самом образовательном учреждении.

В России 90-х мало что строилось. Разве что церкви и торговые центры. Ульяновск в те годы от общероссийских трендов сильно отставал. 1 марта 1997 года решением Главы администрации Ульяновской области и начальника Управления образования администрации Ульяновской области была создана специализированная школа-интернат №91. Поначалу своих помещений у нее не было, однако через несколько месяцев после реконструкции бывшего детского сада №158 АОЗТ «Завод КПД-1» 1 сентября 1998 года школа-интернат на 120 посадочных мест и 30 мест проживания была сдана в эксплуатацию.

Тогда, как и сегодня, в школе-интернате учились слепые и слабовидящие дети. Незрячие обучаются по системе Брайля, для обучения слабовидящих используются учебники с высоким плоскопечатным шрифтом. Главной задачей, стоящей перед образовательным учреждением, нужно считать социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов по зрению на основе коррекционно-компенсаторной направленности обучения и воспитания.

Все это мы написали не только в ознакомительных целях. Для того, чтобы решать такие задачи, нужен коллектив профессионалов, работающих по призванию, любящих детей. Нужно сказать, что российское общество никогда не остается в стороне от таких учреждений. Детские дома, школы-интернаты всегда имеют шефов или друзей-волонтеров, оказывающих ту или иную помощь. Особенно осмысленной и ценной она становится тогда, когда ее оказывают люди причастные. Нередко это бывают бывшие выпускники.

Как раз такой выпускник Александр Яшин придумал интересный проект по адаптивному хоккею. Спорт для слабовидящих детей очень часто недоступен, однако они, как и все, мечтают гонять мяч, кататься на коньках, носить значки ГТО. Яшин, прошедший через все перипетии социализации самостоятельно, очень хотел помочь таким же, как он. Так был создан целый проект, который поддержало и поддерживает государство.

Дети, вставшие на коньки в 2021 году, уже вовсю гоняют по льду с клюшкой, воспитывая в себе качества настоящих борцов.

Казалось бы, администрация школы должна быть довольна, ведь не всякая школа может похвастаться собственной хоккейной командой. И 91 интернат гордился. До прошлого года. В прошлом году предыдущий директор ушел, и школу возглавила Оксана Кочурова. О спортивных победах детей перестали сообщать, занятия хоккеем больше не поощряются. Более того, директор практически прекратила общение с хоккейной секцией, а дети, занимающиеся там, по их словам, стали подвергаться нападкам со стороны Кочуровой.

Родители рассказывали, что, презентуя себя на родительском собрании, как нового руководителя, она сказала:

- Я буду разговаривать с детьми на их языке.

Вопросов это ни у кого не вызвало. А зря. Любой взрослый, знающий возрастную психологию и изучавший педагогику, тут же бы указал «новоиспеченному руководителю» на ошибку: при любых отношениях, методах, стиле – нельзя сводить педагогический процесс в панибратство. Взрослый может быть ребенку другом. Но – старшим другом. Однако здесь дружбой даже не пахло.

Родители и дети рассказали нам, что новый директор никогда не искала справедливых решений. Кого она назначит, тот и виноват. Показателен последний конфликт, вот его фабула: на уроке один ученик мешал другому. Как это сейчас говорится, «доставал». Второй, выведенный из себя, резко ответил. Первый его ударил, второй ударил в ответ. Как вы думаете, кого назначили виновным?

Того, кого доставали, того, кто ударил вторым. Сразу скажем, что дети и родители конфликт в тот же день уладили. Парни помирились, родители тоже. Но не администрация школы. Кроме беседы при маме ребенка, в кабинете директора состоялась еще одна. Итогом первой стало то, что маме Ярослава Цветкова, так зовут ученика, определенного директрисой в виноватые, было сказано, что ее сын «зазвездился», что «свысока себя ведет», что «он непристойно себя ведет перед ними», что он – «одиночка», что «у него с каждым педагогом конфликт и с учениками». Главный педагог школы посоветовала матери взять ремень и отшлепать ребенка за такое поведение. Заметим, этот «совет» ясно указывает на базовый непрофессионализм того, кто по странной прихоти судьбы и начальства стал директором особенной школы.

Когда все закончилось, мать пошла к сыну и сказала ему, чтобы он попросил прощения у директора, у соцпедагога, у замдиректора, на что сын сказал: «Мама, я не буду, мне не за что просить прощения».

Дома мать, Валентина Цветкова, хотела продолжить увещевательную беседу. Она приготовила слова об уважении к старшим, о том, что нужно уметь принять наказание, если виноват, но Ярослав дал родителям послушать диктофонную запись того, как с ним, по его словам, разговаривают директор школы Кочурова и ее зам. Услышав запись, у Валентины полились слезы от обиды. Директор высмеивает золотой значок ГТО, который завоевал слабовидящий мальчишка: «Ну и че?! У меня такой же есть, ну и че?».

Если честно, то при прослушивании аудиозаписи у меня, у человека, работавшего в школе, учившегося в интернате, сжимались кулаки. Там, где я учился, основной контингент учеников был, мягко говоря, сложный. Дети уголовников, хулиганы, сироты. Были и инвалиды. Народ был сложный. Хамство и драки со стороны учеников были делом нередким. Но учителя нам никогда не хамили. Никогда не матерились при нас. Не грубили ни нам, ни алкашам-родителям, нередко приезжавшим к детям в непотребном состоянии. Помнится, к одному мальчику приехал отец. Пьяный, в одном сапоге, второй он потерял, и с топором. Здоровый был мужик. Директор школы, женщина, вышла к нему. Смогла поговорить с ним так, что он отдал топор, пообщался при ней с сыном и уехал, не побив никого. Или был случай, когда парень, десятиклассник, в форточку плюнул в лицо молодой учительнице литературы. Его, понятное дело, отвели к директору. Но никто не материл его там и не бил. С ним провели беседу. И этого было достаточно, чтобы он больше никогда так не делал.

Короче, по моему мнению, современные дети ничем от прежних не отличаются, мне 45 и это все происходило еще в советское время. Вот только учителя тогда были не те, кто пошел в педагогический, потому что там бесплатно, а в школу работать, потому что другого места не нашлось. Работали даже не за зарплату. Тогда еще действовал ныне почти забытый фактор – призвание. Поэтому наши учителя много читали. И не любовных романов, а педагогической литературы. Специальной, коррекционной, дефектологической. Каждый считал своей обязанностью не только пересказать параграф из учебника, но и донести до каждого ученика его смысл. Научить. А еще воспитать.

Пока мы готовили этот материал, вдруг выяснилось, что Оксана Кочурова не имеет педагогического образования. Заметьте, родителям о «своем педагогическом методе», когда она «на одном с детьми языке будет разговаривать», рассказывает. А сама о педагогике, оказывается, имеет очень отвлеченное понятие. И как так может быть? Как директором школы может работать непедагог?! Мы не раз задавали риторические вопросы городскому управлению образования и областному Минобру. Вот еще один. Кстати, поскольку это – интернат, он должен управляться минобром. Не суть важно, вы, уважаемые читатели, ответьте, может ли педагог разговаривать с учеником подобным образом? Унижать и оскорблять его? Мы обзвонили знакомых педагогов разного возраста и задали им этот вопрос. Вот, что они ответили:

- Никогда! Учитель вообще не должен материться. Я всю жизнь прожила и никогда не материлась. Я считаю, что это в принципе плохо, а уж учителю, директору школы – это никак недопустимо! (Галина Бурдина, 83 года, педагогический стаж 47 лет).

- Нет таких ситуаций, где подобное поведение было бы оправданным. Говорят, что Макаренко вел себя иначе. Я был знаком с выпускником колонии имени Горького, капитаном первого ранга, Таранцом. Он много рассказывал про Антона Семеновича нам, матросам. Он никогда не матерился и не истерил. За это его уважали. Я, когда педагогический институт закончил, читал много книг. Сложно было в школе. Всю жизнь там проработал. Дети, да они тебя проверяют. Начнешь истерить или панибратствовать, хана, лучше сам уходи из школы. Нужно, чтобы дети тебя уважали. Уважают – справедливых. (Алексей Александров, 68 лет, педагогический стаж – 45 лет).

- Я не знаю, я еще в школе мало работала. 2 года всего. Разные, конечно, дети, но я бы себе такого не позволила. Я только за себя говорю. Ну и в университете нам же не зря возрастную психологию преподавали, техники коррекции поведения. Нужно этим пользоваться. Я стараюсь за рамки не выходить. Мне пока хватает. Хотя, может это потому, что мои ученики – самые лучшие! (Людмила Федорова, 24 года, педагогический стаж – 2 года).

В заключение статьи несколько слов хотелось бы сказать о том, как сегодня эта история подается некоторыми СМИ. Коллеги-журналисты любят «интриги, скандалы, расследования». В этом инциденте ищут «влияние серого кардинала - тренера», который, якобы в своих интересах «надоумил» ребенка спровоцировать директора своим поведением и сделать аудиозапись разговора. Разбирают, например, то, что «запись сделана по заказу тренера Яшина». Оговоримся, что Яшин – не тренер. Яшин Александр Олегович является автором и руководителем проекта по адаптивному хоккею.

А тренер у ребят Апрелев Виктор Александрович. Он имеет педагогическое образование, и прошел в Московском университете переподготовку по специальности тренер «адаптивного хоккея». Как считают тренер и руководитель проекта, делить им с Кочуровой нечего. Про то, как она, якобы, общается с детьми, слышали, но, как и все взрослые, особо не верили. Доказательств не было. Родители тоже не раз слышали от детей про хамство директора, но рассказам детей не верили.

Интриги мы опустим, нас более всего волнуют морально-этические аспекты этой истории. Совершенно ясно, что педагоги не имеют права ни при каких обстоятельствах унижать ребенка. Все, чего хотят ученики этого конкретного интерната, так это, чтобы им не хамили, не обзывали, не материли. У них и без того довольно сложное детство.

Если же говорить о семье сделавшего аудиозапись мальчика, то это обычная рядовая семья. Мама – акушер, папа – наладчик токарных автоматов. Семья любящая и крепкая. В 2023 году она стала семьей года и получила грамоту из рук самого губернатора Алексея Русских. Эти люди не умеют «звездиться». Это обычные добрые и справедливое люди, которые верят в добро и очень остро чувствуют справедливость. Только чтобы защитить своего ребенка они и обратились к генпрокурору Краснову. Он их выслушал и пообещал разобраться. Надеемся, что выводы прокуратуры будут исчерпывающими.

P.S. 73online.ru и.о. директора сообщила, что написала заявление на снятие с себя полномочий, что не останется на руководящей должности.

Павел Половов