Страшное предание села Тагай
Осенний лес красив. Гулять по нему в солнечную погоду одно удовольствие. Эти старые пни, деревья, эта земля могли бы рассказать многое, если бы умели разговаривать. Но они не умеют. Поэтому хранят и рассказывают предания люди. Мы вновь приглашаем вас в путешествие по самой родной и красивой Ульяновской области. Сегодня наша цель - Тагайский лес, южная его часть, где-то между Тагаем и Майной. Место это называется Двухжилой кордон. Когда-то рядом с ним было болото, в котором добывали торф.
С болотами люди всегда связывали мифологические воззрения и мистические рассказы. Их героями были и Болотники, которые могут прикинуться монахом и завести путника в трясину, и то самое Лихо Одноглазое, и Леший с Водяным. Но наш рассказ не про мистику, а про жизнь, семью и жестокость.
История эта случилась в середине 19 века, который у нас обычно ассоциируются с балами, с гусарами, с романами и фильмами типа «Война и мир» и «Гусарская баллада». Но, как вы сами понимаете, основу населения, как и сейчас, составлял народ. Крестьяне, хотя и темные, крепостные, замученные тяжелой работой, но тоже пели, разыгрывали целые театральные действа по календарным праздникам, любили, женились, изменяли… Не чужды им были страдания и глубокие душевные переживания.
Безоговорочным главой семьи был муж. Бить жену – было нормой. Старики, а то и священник, могли посоветовать главе семейства «отходить бабу вожжами». Даже пословица у знаменитого собирателя Владимира Даля в словаре есть: «Бей бабу молотом, будет баба золотом». Тогда редкий муж жалел и не обижал жену. В жены же часто попадали не по любви. О том, как заключались браки, можно услышать даже сейчас от совсем старых хранителей народных преданий. Звучит это обычно так: «Меня мать ему за кладку. Он за меня дал 2 воза дров, ситцу отрез и сто рублей… Я от него бегала, да он меня поймал». Правда, эти рассказы про 20-30-е годы советской уже власти, но это, как говорили тогда, были пережитки прошлого.
Ну так вот. Была у Подлесненского барина семья в крепости. А в семье одна из дочерей – необыкновенная красавица. Много к ней парней сваталось, многие приезжие заглядывались. Но девушка всем отказывала. А уж больно нравилась она тагайскому лесничему, человеку простому, немолодому, но, по меркам крестьян, богатому. Был он свободным, при должности, получал деньги, которых у крепостных отродясь не водилось. Мог купить украшение, подарить платок или отрез ткани. Ухаживал лесничий за девушкой. Но она и к нему была холодна. Точнее, обращалась, как со всеми, правда, перед ним, видимо, из-за возраста, робела.
Ходил он вокруг нее 3 года. А потом набрался смелости и, поскольку был бобылем, послал к ее отцу сватов. Предложил за нее шубу, лошадь и 4 воза дров. Кроме того, пошел к барину и предложил выкупить ее из крепости. Барин был веселый и продал девушку, сказав, что ее он купит, а вот любовь ее не продается. Став фактическим хозяином девушки, лесничий, однако, пожелал сделать ее свободной, а не взять, как собственность к себе в дом. Отец девушки кладку принял и приказал девушке выйти замуж. Венчались они в тагайской церкви святого Николая-угодника, свадьбу справляли широко. Даже барин пришел на свадьбу и одарил молодых тремястами рублями. Так первая красавица стала женой лесничего.
Жена получилась хорошая. Покорная, тихая, работящая. Только все время грустила. Детей у них ни через год, ни через три так и не народилось. Может, муж был стар, может, просто Бог не давал. Молодая женщина часто смотрела на играющих чужих ребятишек и плакала. Однажды к ее мужу приехал молодой купец. Хотел он наладить тут лесозаготовки, бумаги-разрешения имел, но без лесничего и тогда дела не делались. Мужики съездили в лес, договорились о том, что и где пилить, приехали и в дом зашли, чтобы, как говорится, обмыть-закусить это дело.
Начало. Продолжение в следующем номере.
Петр Иванов
Фото: blog.predanie.ru