Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Почему школьникам не хватило учебников

Ульяновские родители жалуются - школьных учебников на всех не хватает. Кое-где выдают одну книжку на парту для работы на уроке. Домой учебники не дают, да и как их раздать, если достанется не всем? Дети вынуждены фотографировать домашнее задание. Ладно хоть спасают «запрещенные» телефоны.

В минобре подтверждают: «Нехватка учебников в отдельных школах есть, образовалась она из-за увеличения классов-комплектов. Часть учебных заведений планирует до конца 2023 года дополнительно закупить недостающие учебники».

В каких именно школах есть проблемы с учебной литературой, в ведомстве молчат. Там лишь отмечают, что основным поставщиком учебников в Ульяновской области является АО «Издательство «Просвещение», с которым школы заключают договоры напрямую и закупают книги самостоятельно.

То есть на вопрос Николая Чернышевского: «Что делать?» - ответ есть: заключать договоры и закупать. Другой вопрос, заданный Александром Герценым: «Кто виноват?», чиновники минобра обходят. А жаль. По сути, за то, что половину первой четверти учебного года школьники не могут полноценно учиться, следовало бы кого-то наказать. Чтобы впредь перед началом года директора (раз они отвечают за закупку учебников) не отчитывались о «100% готовности образовательного учреждения к учебному году», а били во все колокола: «нам не хватает учебников!».

Не так давно в России был принят закон, что учебники для ребенка - сфера ответственности государства. Директорам, как людям государственным, поручили закупки. И? Директор не знал, что в сентябре учеников придет больше, чем в прошлом году? У него не было денег? Не выделили? Но это нисколько не умаляет его вины. Молчать было нельзя. Нужно было добиваться. Например, рассказать об этом СМИ. Думается, сразу бы деньги нашлись. Особенно если бы информация до Москвы дошла. За что платить зарплату горе-директору, который «не почесался» наладить учебный процесс? Если дети не учатся, значит, директор не работает. Это аксиома.

Кстати, если в министерстве наличие проблемы признают, то начальник управления образования Ульяновска Светлана Куликова уверяет, что все школы города учебниками обеспечены:

«Если в какой-то школе не хватает учебников, то происходит обмен книжками с другой школой. Да, существуют учебники, использование которых предусмотрено только на уроках в школах, например, технология или физическая культура. Кроме того, в некоторых старших классах используются электронные учебники, например, в лицее №102. В этом случае доступ ко всем материалам есть у учащихся дома на компьютерах», – рапортует Куликова.

Директор заволжской гимназии №44 Лидия Жуковская-Латышева поделилась тем, что в расписании с этого года появились два новых предмета – вероятность и статистика (математические) и основы духовно-нравственной культуры. Учебников по ним нет нигде, их якобы не выпустили. В этом аспекте стоит переадресовать вопросы Герцена и Чернышевского федеральному минобру, добавив вопрос, озвученный Высоцким: «Где деньги, Зин?». Ведь, думается, государство, вводя новые предметы, подумало об учебной литературе? Или придумали только название предмета, часы протарифицировали на год, а про учебники забыли?

А еще ребята учатся по старым учебникам ОБЖ. Книги обещают заменить, но пока их тоже нет.

«Учителя выкручиваются как могут. Межшкольный обменный фонд помогает выходить из положения, чтобы учебники у детей были. Мой библиотекарь ездила обмениваться недостающими учебниками даже в школу Дальнего Засвияжья», – рассказала Жуковская-Латышева. Директор отмечает, что денег на покупку учебников не хватает, и такая проблема есть во многих школах: «В пятых классах с этого года – новый учебник по биологии, мы смогли закупить только 30 книжек, а у нас четыре пятых класса. Нашли выход – учебники остаются в классе, дети занимаются по ним только на уроке, на руках у ребят книжек нет».

Геннадий Царев, директор школы №78 заверил, что книжками удается обеспечивать всех учеников – благодаря обмену. «В этом учебном году проблем у нас нет, все ученики обеспечены учебниками полностью».

Школа №35, по словам руководителя Татьяны Бадаховой, проблем с обеспеченностью учебниками не испытывает. Тем не менее бумажных учебников по предмету «вероятность и статистика» нет, дети занимаются по электронным книжкам.

Теперь о деньгах. В 2023 году из областного бюджета на покупку учебников для школьников региона выделено более 230 миллионов рублей, на них к новому учебному году приобрели 309 045 учебников. Городские школы закупили более 130 тысяч учебников, включая новый учебник истории для старших классов.

В соответствии с обновленными госстандартами образования все школы купили новые учебники для первых и пятых классов. Заниматься в 2023 году школьники могут и по некоторым старым учебникам – министерство просвещения России установило предельный срок их использования: учебники для 2 класса – до 31 августа 2024 года, учебники для 3-4 классов и 7-9 классов – до 25 сентября 2025 года.

Объяснение неплохое, денег выделено много, реформа обучения идет, все хорошо, только учиться детям не по чему. Значит, вопрос Владимира Высоцкого, наверное, самый сущностный: «Где деньги, Зин?».

Вставка: Как сообщают «Ведомости», 25 сентября проблему нехватки учебников подняла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе своего выступления на заседании верхней палаты, отметив также их высокую стоимость. Матвиенко призвала Минпросвещения принять меры, а главе комитета верхней палаты по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой поручила направить запрос в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России. ФАС, по мнению Матвиенко, должна проверить обоснованность повышения издательством «Просвещение» цен на учебники. По ее словам, на рынке издателей учебной литературы не должно быть монополистов.

Ольга Казакова в интервью «Известиям» подчеркивает, что обычно в начале учебного года отдельные ситуации по нехватке учебников могут возникать. Дело в том, что приобретение учебников — это полномочия регионов, а своевременное формирование заявок по ним — задача муниципалитетов, говорит депутат.— Это вопрос управленческих команд: чиновников, отвечающих за учреждения образования, — точного, профессионального и своевременного комплектования заявок, проведения закупочных процедур, владения ситуацией и принятия оперативных решений, когда таковые нужны, — считает она.

Александр Сергеев

Фото: stylishbag.ru