Тайна семи братьев, семи ключей
Мы продолжаем водить вас по Ульяновской области, попутно рассказывая вам народные предания о разных местах нашего региона. Сегодняшняя история про место близ Тагая и Копышевки, которое местные жители называют «Семь ключей». Народная память - штука капризная. Подчас, расспрашивая о гражданской войне или коллективизации, да что там, о годах Великой Отечественной, сталкиваешься с тем, что люди мало что помнят, мало рассказывают. Однако, иногда сельские рассказчики выдают историю, корни которой уходят на много столетий назад. Вот сегодня как раз такая история.
Городок Тагаев (ныне село Тагай) было основано царским указом в 1648-1650 годах. Однако, место это было обитаемо и до царского указа. Когда-то тут была ставка ордынского хана Тагая Безденежного, получившего свое прозвище за всегдашнее отсутствие средств. Этот хан известен тем, что за несколько лет до Мамая ходил на русские города и даже на Москву. Походы его всегда были удачными, да только не умел хан удержать награбленное, либо транжирил, либо свои же отнимали.
По преданию, были тут люди и до хана.
Однажды в эти места пришёл мужик с семьёй. Какой он был национальности, народ не помнит, может, мордвин, может, русский, а может и чуваш.
Построил он себе дом, вспахал землю и стал жить. Жил хорошо и крепко, семья была большой, рабочих рук хватало – целых семь сыновей, семь богатырей у мужика было. Земли хватало, дани с него никто не собирал, жизнь была трудовой, но в достатке. Даже, когда случалась засуха, запасов пережить её вполне хватало.
Век человеческий короток. Вырастил мужик сыновей, женил их, построил им дома. Пришло время умирать. Наследство он разделил между сыновьями, наказав всегда и везде вместе быть.
Похоронили братья отца и стали жить дальше. Да только вместе работать и жить не получалось. То жены между собой поругаются, то дети передерутся, то брат тропинку распашет, по которой раньше все ходили, а другой брат назло прямо по пашне её вновь натопчет.
В общем, разделились братья. Обособились. Начали друг перед другом выпячиваться, хвалиться.
Однажды один из них по дороге из леса встретил отряд кочевников. Они повели себя вежливо, спросили, нельзя ли еды на золото выменять. Брат согласился с радостью, потому что золота ни у кого из братьев не водилось, а у него теперь будет, будет, чем похвастать. Взяв с собой несколько человек, он привёл их в свое поселение. Обмен прошёл честно, но покупателей увидели остальные братья и стали зазывать к себе, предлагая вниманию гостей и свои запасы.
Золота нашлось всем. А кочевники отчего-то платили много и, даже не глядя. Больше их интересовало, сколько домочадцев у семи братьев, сколько лошадей, есть ли оружие.
Покупатели уехали, а братья стали чваниться друг перед другом полученным за зерно, муку и солонину золотом.
Вечером все разошлись по своим подворьям и уснули. Ночью 6 братьев проснулись от криков. Посмотрев в окна, они увидели, как те самые «покупатели» тащат за волосы жену и дочерей седьмого брата, сам брат лежит посреди двора со стрелой в сердце, а дом его подожгли.
Братья приготовились защищать свои дома, однако, кочевники дальше не пошли. Разорили всего один дом и ускакали. Наутро братья сошлись у колодца на совет, поговорили, поразмышляли и решили, что брат, видать, чем-то обидел кочевников, вот они ему и отомстили.
Через какое-то время «купцы-кочевники» пришли вновь. И вновь, платили и менялись щедро. Одному из братьев даже удалось заполучить топор, который ранее седьмому брату принадлежал и очень ему нравился.
Ночью история повторилась. Ещё один дом был разорен и сожжен. И вновь никто из братьев на защиту родственника не вышел. Всё подумали: «А что я один пойду? Это надо всем, а я один, что сделаю?».
Наутро у колодца вновь состоялся совет. На нем постановили, что вокруг деревни надо ставить частокол, установить дежурство и отпор врагу давать вместе. Но не смогли договориться, кто в какое время дежурить будет, на чьих лошадях лес возить, да кто будет тот частокол ставить. Переругались, да разошлись по домам. Ночью прискакало много кочевников. Все братья спали. Орда подожгла все дома. Тех, кто спасся из огня, забрали в полон. Все поселение сожгли до тла. Ничего не оставили. Лишь сушь и пепелище.
Через какое-то время близ этого места стали бить семь ключей. В первый год они то пересыхали, а то, наоборот, заболачивали местность. На следующий год тающий снег, подкрепленный водами ключей, пробил русло, по которому пошли воды всех семи ключей, образовав сильную, но очень холодную реку.
Уже потом, через столетия, здесь вновь поселились люди, назвав это место «Тагайскими поселками». Тут стояла мельница, и силы потока хватало, чтобы крутить её колесо. Позже, уже в советское время, мельницу перестроили, сделав её колхозной. Ныне же это место снова в запустении.
Расположено оно недалеко от Тагая. Спросите дорогу у местных, кто постарше, вам обязательно покажут, где были «Тагайские поселки», где «Семь ключей».
Побывайте там, проникнитесь древностью этого живописного места.
Пётр Иванов
Фото: ukupesni.ru