Аркаша-фест - миллионер
Самое оригинальное приношение Пластову придумали в Ульяновске.
Когда в науке случается неудачный опыт, его обычно признают ошибкой. В культуре проще. Здесь можно назвать всё экспериментом. И ни тебе работы над ошибками, ни усовершенствования процесса. И это отнюдь не голословное утверждение. А вполне себе опыт конкретного мероприятия. Первого Международного фестиваля искусств «Аркадия», взбаламутившего Ульяновск в конце лета и начале осени этого года.
Аркадия – это, с одной стороны, историческая область в Древней Греции, ставшая позднее римской провинцией, но оставшаяся утопическим идеалом с концепцией недостижимой гармонии человека и природы и служившая на протяжении трёх веков мотивом в живописи и литературе. С другой, идиоматическое посвящение-приношение в честь великого русского живописца, уроженца земли симбирской Аркадия Александровича Пластова. И гармонии с лейтмотивом в первом фесте было в разы меньше, чем утопии и провинции.
Уже первое мероприятие «Аркадии» оставило больше вопросов, чем ответов. Несомненно, выставка столичной инсталляторки Ирины Турченко «Игра в слова» — это мило и забавно. И хвала пандемии, которая позволила барышне превратить конструирование из хендмэйдовых деревянных кубиков в профессиональный процесс, выдержавший до ульяновской уже аж две экспозиции. И высказанная Ириной мысль о том, что «счастье», «любовь», «дружба, «семья», «мир» - самые популярные слова» для складывания из кубиков, дают ей право на скорейшее присвоение внеочередного звания «капитан очевидность». Но… Вряд ли древние греки и даже чуть менее продвинутые в смысле культуры древние римляне согласились бы с подобным, как определением вида искусств в своей Аркадии.
А город подумал, концерты идут…
Вряд ли о таком будущем для открывшегося в июне для сквозного прохода Краснознамённого переулка мечтали горожане. Особенно живущие впритык к этому «аппендиксу», соединяющему улицы Спасскую и Гончарова и ранее закрытому по причине размещавшегося в этом районе суворовского училища. В дни ульяновской «Аркадии» Краснознаменный превратился в концертную площадку для разной степени экстравагантности и «самобытности» исполнителей и групп со всей России. Однотонная с завываниями и текстами уровня «Я не помню, как мы расстались, мы расстались, мы расстались, мы расстались» (и далее до бесконечности) музыка на любителя. Да ещё и громкая слишком. Такое определение могло бы показаться излишне субъективным. Если бы не ополчившиеся на устроителей «Аркадии» уже на второй день фестиваля жители близлежащего дома. Им слушать ЭТО ВСЁ да еще и сверх регламента (а в выходные выступления музыкальных коллективов растянулись едва ли не до полуночи) оказалось невмоготу. От такого «искусства» и древнегреческие вкупе с древнеримскими боги объявили бы о победе культурного атеизма в Аркадии.
Чуть атмосфернее было на ночной программе фестиваля в ДК «Губернаторский», где до утра ульяновская молодёжь могла отрываться под электро, wave, диско-хауз, техно и прочую экспериментально-электронную музыку. Но и там, как в переулке, не сказать, что было чересчур многолюдно. Тут уж пантеон богов и вовсе сошёл бы с ума.
«Красиво и можно сфотографироваться»
Уже на второй фестивальный день начались перебои, наглядно показавшие проблемы устроителей с организацией. Заявленные мероприятия на улице Федерации не состоялись вовсе. Хотя позже министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова, пробуя агрессивно защищаться, посоветовала внимательней читать афишу феста – мол, информация о переносе была. Но на официальном сайте «Аркадии» улица Федерации значится до сих пор. Мероприятия то и дело смещались по времени. Хорошо хоть, что максимум на полчаса. Начинались то раньше, то позже. Иногда и вовсе переносились. Как это было с книжной ярмаркой креативных городов ЮНЕСКО. Или с созданием льняной «инсталляции» под руководством художницы и вязальщицы Ульяны Розиной. Вот только на ярмарке было всё, кроме классики, которая хоть как-то бы примиряла мероприятие с культурой. Не верите? Спросите у директора Дворца книги Светланы Нагаткиной. Она тоже этому удивлялась. А льняная «инсталляция» в результате оказалась огромной плетёной сеткой вроде волейбольной, но с узорами и рюшами. Зачем? «Красиво, на её фоне можно фотографироваться», - объясняли организаторы.
Ещё в рамках «Аркадии» по-ульяновски счастливые и талантливые дети рисовали книжные иллюстрации. А менее счастливые (так показалось), но не менее талантливые взрослые – комиксы. Такие образовательные программы…
Совпадение или нет, но на мероприятиях первого фестивального блока не был замечен ранее заявленный главный гость – глава региона. Даже Евгения Евгеньевна Сидорова и главная застрельщица феста, директор областного художественного музея Анна Карвалейру, возникали то там, то тут очень фрагментарно. Стеснялись что ли…
Привязка к имени
Все трое в активной фазе появились во втором сентябрьском блоке «Аркадии», посвящённом традиционной Международной ассамблее «Пластовская осень». Ассамблея в этом году стала частью «Аркадии». Лучшей её частью. Зачем нужно было тревожить имя Пластова, в год его 130-летия со дня рождения (случилось в январе) ради невнятного первого блока – осталось загадкой.
Второй блок из непонятного запомнился церковным хором на открытии да мастер-классом с экскурсией по городу от московской фотохудожницы Веры Хайрутдиновой. Как-то ни с ЖИВОПИСНОЙ ассамблей, да ещё и международной, не вяжется. Но это опять же субъективно.
Зато были три чудесные выставки. Внук Пластова Николай и его супруга привезли из фондов Третьяковки две работы – рукописные репродукции Аркадия Александровича «В деревне» и культово-хрестоматийную «Ужин тракториста». Экспонировался западноевропейский натюрморт XVII-XIX веков из собрания Государственного Пушкинского музея. Там одни имена чего стоят: Ван Стрек, Ван Бейерен, Ван Алст, Ван Хейсум, а также фон Тамм, Кандидо Витали, Керкховен, Лигоцци, Пфайлер, Кампидольо и Рекко. Отдельно выставлялись художники хохломской росписи. С одной стороны, многообразие жанров и направлений. С другой, сводящая с ума эклектика. Короче, расписали под хохлому.
Название не менее традиционного массового пленэра «Ульяновск – райское местечко» - улыбнуло.
Завершилось всё опять же традиционным вручением Международной Пластовской премии. По 200 тысяч рублей получили москвич Юрий Грищенко, мастер хохломской росписи Надежда Лушина и ульяновский живописец Николай Паймушкин.
И да, 11 миллионов рублей только из Ростуризма было потрачено на фестиваль, который за глаза прозвали Аркаша-фест. Такое вот дорогое амикошонство…
Алексей Романов
Фото автора