«Ария» в «царстве теней»
Когда рок-музыка - это очень хороШОУ.
Летом в Ульяновске обычно театральные каникулы и концертно-гастрольное затишье. Но тут анонсы и афиши пообещали легендарную российскую рок-группу «Ария». Золотым составом: Виталий Дубинин, Владимир Холстинин и даже специально вернувшийся в команду ради шоу Артур Беркут. Шоу обещали беспрецедентное и не имеющее аналогов в России. Как было не пойти и не убедиться самому. Слово сдержали.
Всё для новой шоу-программы «Гость из царства теней» привезли на трёх фурах, доверху нагруженных высокотехнологичными декорациями и сверхсовременным звуком. На сцене всё сверкало и сияло. Световые и прочие визуальные эффекты и фокусы были на высоте. Буквально. Но о высоте чуть позже. В общем, это самый масштабный концертный тур за всю 37-летнюю историю коллектива. Хотя и немного припозднившийся. За кулисами нынешний солист «Арии» Михаил Житняков рассказывает:
- Мы придумали это шоу на один раз ещё накануне 2020-го. И чтобы показать только в Москве. Ну, максимум ещё в Санкт-Петербурге. Прикинули, можно ли этот постановочный концерт возить по всей стране. Но ничего путного не придумали. Большие расстояния – сложнейшая логистика. Потом начался этот коронавирус и нас всех заставили просто сидеть. Нам стало скучно. От нечего делать решили подумать ещё, как ЭТО можно возить по стране. И придумали. К тому же за пандемию мы, как и наши поклонники, соскучились по концертам. И после неё мы буквально как с цепи сорвались и закатили такой тур, который изначально даже не планировался.
Воинственная поэзия Пушкиной
- В русском роке главная ставка всегда делалась на музыку и глубокомысленные слова песен. А тут шоу, спецэффекты. Не боялись, что смысловая нагрузка ваших рок-хитов уйдёт на второй план?
Виталий Дубинин: Если и боялись поначалу, то все опасения скоро закончились. Выяснилось, что шоу в случае с рок-музыкой только подчёркивает все акценты. Классный видеоряд не мешает хорошей музыке. А визуальные фокусы очень даже укрупняют наши тексты, глубиной которых «Ария» всегда славилась.
- Кстати, о текстах. Они у вас достаточно по-мужски жёсткие, а пишет их для вас дама – Маргарита Пушкина. Вы за десятилетия совместной работы разобрались в феномене такой неженской поэзии Маргариты Анатольевны?
- Не стоит спешить говорить о неравенстве по гендерному признаку в поэзии. Настоящий поэт, прежде всего, творец с претензией на гениальность. А нашего автора текстов ещё и фамилия обязывает. Она же – Пушкина. Но, если серьёзно, то Маргарита в этом смысле и впрямь не по-женски жестка и сурова бывает. Мы сами до сих пор удивляемся. Хотя она сама утверждает, что ей это всё очень легко, потому что пишет она обычно на уже готовую нашу музыку, которую мы ей показываем. Несколько лет назад мы сидели и разбирали новый текст, и к нам в гости зашёл Градский. Саша вскользь пробежал глазами стихи Риты и серьёзно, но иронично, как мог только спросил у Пушкиной: «Откуда в тебе столько воинственности?».
Воспользоваться шансом правильно…
- Уникальная трехуровневая, сложный визуальный ряд, объёмные декорации и видеоарт, а ещё пиротехника, декорации, костюмы. Как с таким хозяйством управляться?
Михаил Житняков: Да, для каждого концерта монтируют все эти чудеса два десятка человек в течение суток. Поэтому есть один профессиональный секрет - концерты у нас в туре не каждый день, а через два на третий. Сверхзадача – успевать это для технических служб. Когда мы через день играем концерты, энергетика сберегается. И возникает такой правильный концертный тонус.
- Помню времена, лет 35 назад, когда ваши «неблагонадёжные» концерты прятали на площадки поскромнее. В Ульяновске в конце 1980-х вы даже пели в ДК УАЗ. Сегодня ощущаете реванш за те времена?
Виталий Дубинин: Не думаем об этом. Сразу после того времени, о котором вы говорите, мы прошли через выступления на стадионах и огромных концертных площадках. Потом были времена посложнее, и мы даже переместились на сцены ночных клубов. Прошли огонь, воду и медные трубы. Для тех, кто трудится и любит то, что он делает, рано или поздно наступает пора наибольшего благоприятствования. Как вот сейчас, почти сорок лет спустя. Главное правильно этим шансом воспользоваться…
Полёт, как и было сказано
- Если фигурально выражаться, сегодняшняя «Ария» - это монументальная ария из каких-нибудь «Паяцев» или что - то лёгкое из «Женитьбы Фигаро»?
- Наша «Ария», по-прежнему, на любой вкус. К нам на концерты приходят бабушки и дедушки и уже приводят своих внуков и даже правнуков. В зале можно увидеть коллег-рокеров, а на одной сцене мы работаем с симфоническими музыкантами. И они, кстати, очень комплиментарно отзываются о нашей музыке. И даже признают нас за равных. Это отрадно, тем более, что сами себя мы классиками не считаем. Просто дарим ощущение полёта.
Кстати, о полёте. Обещали же. Апофеоз концерта – это, конечно же, парящий прямо над зрительным залом Житняков. Сложная конструкция позволяет это состояние полётности испытать, увидеть и услышать. В гитарных рифах узнаваемых с первых аккордов золотых хитов «Арии». От «Там высоко» до «Улицы роз».
Алексей Романов