Управлять трамваями посажен чиновник
На фоне огромных и плохо решаемых проблем, накопившихся в пассажирском электротранспорте («СК» постоянно пишет об этом, последняя публикация — «Без штанов, но в шляпе» в предыдущем номере газеты), в МУП «Ульяновскэлектротранс» появился новый руководитель. Исполнять обязанности директора предприятия назначен бывший чиновник мэрии Ульяновска 53-летний Дмитрий Шорин, получивший в «УЭТ» должность первого зама. Однако говорят, что нынешний директор, москвич Павел Тимаков, никуда не уходит: просто ему якобы предстоит длительное лечение, после чего он вернется в свое кресло. Возможно, так и будет: не исключено, что в «УЭТ» что-то задумано сделать еще, кроме установки московской фирмой в изношенном подвижном составе системы безналичной оплаты проезда за 30 млн рублей. А пока плачевные дела с работой трамваев и троллейбусов предстоит разгребать Шорину.
Дмитрий Шорин имеет строительное образование: окончил Ульяновский строительный техникум, позже — УлГТУ по специальности «Промышленное гражданское строительство». После техникума в 1989 году пришел работать в СУ-16 «Треста-3», где проделал путь от мастера строительных работ до генерального директора. В мае 2017 года Шорин перебрался работать в городскую администрацию Ульяновска — был поставлен во главе управления делами. С января 2019 по март 2022 года занимал должность руководителя аппарата мэрии, которая потом была сокращена в ходе некой оптимизации.
В «Ульяновскэлектротрансе» Шорину предстоит столкнуться с такой работой трамваев и троллейбусов, которую губернатор Алексей Русских недавно на аппаратном совещании назвал отвратительной, вызывающей поток жалоб от пассажиров. Вот лишь некоторые факты. Износ подвижного состава электротранспорта в Ульяновске переваливает за 70 процентов. Имеется много неисправной техники, в том числе, не подлежащей восстановлению, из-за чего сейчас на линии выходит едва ли больше половины машин от запланированного. Серьезные проблемы с трамвайными путями. Они изношены на 80 процентов. При этом 60 процентов рельсов уложено на деревянные шпалы, больше половины которых пришли в негодность. Износ контактной сети в правобережье города достигает 40 процентов, в левобережье (для троллейбусов) — 25 процентов. Особая речь о низкопольных трамваях «Львенок», приобретенных в лизинг в 2020 году. Не успели они толком поработать на благо ульяновцев, и «УЭТ» еще не расплатился до конца за это чудо техники, а половина из них уже поломалась. Сейчас из 29 имеющихся в Ульяновске «Львят» 15 находятся в ремонте. На семи новых трамваях вышли из строя двигатели, еще на семи — лопнули бандажи колес. Проведенная экспертиза вроде бы показала, что бандажи повреждены из-за нарушения технологии производства. Но это теперь требуется доказывать через суд. А кто-нибудь в Ульяновске ответит за такую некачественную и дорогую закупку? «Львята», кстати приобретались для нашего города у «ПК Транспортные системы», где в свое время заместителем руководителя работал директор «УЭТ» Тимаков, находящийся сейчас на больничном.
Испорченные электродвигатели трамваев перематывают для нас в Самаре, где найдено подходящее предприятие. На работы потребуется, как минимум, две недели. Вот так — одно чинится, другое перематывается, по третьему надо судиться, а ульяновцев возить не на чем. Главное — на всё нужны деньги и немалые. На обновление бандажей — порядка семи миллионов рублей. На закупку спецтехники для содержания и ремонта путевого хозяйства — 19 миллионов рублей. Требуется приобрести путерихтовочную машину, шпалоподбивочное оборудовании, аварийную машину с боксами-мастерскими, передвижной сварочный агрегат, экскаватор-погрузчик, самосвал, насадку-гидромолот для «Бобкэта». Еще хорошо бы отремонтировать в нынешнем году 40 километров трамвайных путей (их общая протяженность в городе составляет 129 км). Но это произойдет только если Ульяновск вдруг проникнет в какие-нибудь федеральные программы, потому что денег нужно не меньше миллиарда.
И.о. директора «Ульяновскэлектротранса» Шорин подчеркивает, что главное сейчас — максимально отремонтировать подвижной состав и восстановить его выход на линию до планового количества. Однако раньше середины апреля такое вряд ли произойдет, считают на предприятии. Думается, что и этот срок чересчур оптимистичен, учитывая проблемы с финансированием и техническим персоналом. Так что «разгребать завалы» в электротранспорте достанется и Тимакову, если он вернется с больничного в «УЭТ». Предприятие, где Тимаков работал до назначения в марте 2022 года в Ульяновск, московское «ПК Транспортные системы», называлось, напомним, среди тех, кто интересовался передачей «Ульяновскэлектротранса» в концессию. Тогда об этой концессии — эксплуатации трамваев и троллейбусов в Ульяновске частным инвестором — активно говорили. Сохраняют ли «Транспортные системы» такие планы? Если да, то ульяновских пассажиров могут ждать впереди неожиданные повороты.
Александр ГАЛКИН