Без штанов, но в шляпе
Крепкие морозы в Ульяновске начала января, вызвавшие в городе маленький коллапс с пассажирскими перевозками, обнажили больше проблем в состоянии не автомобильного транспорта, а электрического. Если на второй-третий день после 9 января, получив нагоняй из мэрии, маршрутчики привели в порядок аккумуляторы, прогрели вовремя двигатели, залили в баки качественное топливо и вообще соблаговолили сесть за руль в холод, выведя свои микроавтобусы на линии, то с трамваями и троллейбусами ситуация оставалась критической. Аукается она и по сей день: значительная часть электротранспорта по-прежнему недееспособна. На остановках его не дождешься.
Изношен и ломается
После пика январских холодов, во время которого на улицах города появилась всего половина подвижного состава общественного транспорта от плана, многие вышедшие из строя трамваи и троллейбусы по-прежнему остались в депо. Не выдержали электродвигатели, пневматика. У приобретенных в 2020 году низкопольных трамваев «Львенок» полопались бандажи (конструкция, крепящаяся на колесо). Пришлось срочно закупать новые комплектующие, на что, по данным мэрии, было потрачено более семи миллионов рублей. На маршруты в морозную неделю продолжало выходить усеченное количество электротранспорта: например, 45 трамваев вместо положенных 95 и 26 троллейбусов вместо 42. Часть вышедших из строя «Львят» планируется ремонтировать до конца февраля. Имеется проблема в том, что некоторые комплектующие поставлялись из Германии, и сейчас нет нужных инструментов для их снятия. В настоящее время «Ульяновскэлектротранс» заимствует необходимое оборудование у других предприятий, параллельно пробует решать вопрос с приобретением. Существуют проблемы с электродвигателями: объявлен конкурс на их перемотку, которая стоит порядка 300 тысяч рублей за штуку.
Впрочем, и до морозов состояние ульяновского электротранспорта было аховым. Областные и городские чиновники, руководство МУП «Ульяновскэлектротранс» («УЭТ») не раз говорили, что его износ достигает 80-90 процентов. Часть подвижного состава уже превратилась в рухлядь, часть не подлежит ремонту. Из 190 имеющихся в парке вагонов более 50 стоят на приколе. В нынешнем году уже пару раз в трамваях, осуществлявших перевозку, происходило возгорание – вот в каком состоянии они выходят на линии.
Не лучше дела и с подвижным составом, пополнившим арсенал «Ульяновскэлектротранса» в последнее время. 29 «Львят» были приобретены в лизинг в 2020 году, как сообщалось, за 1,36 миллиарда рублей со сроком погашения в десять дет. Технические проблемы с этими новыми трамваями начались сразу же – особенно сход с рельсов, состояние которых в Ульяновске тоже оставляет желать лучшего. А бандажи у «Львят» стали лопаться задолго до сегодняшних январских морозов – в прошлом году. Выходят из строя конструкции только одного из двух производителей этих деталей. В «УЭТ» грешат на некачественный металл, проводят экспертизу. Все случаи подпадают под гарантийный срок, однако менять бандажи бесплатно производитель не намерен. Ульяновцы пытаются действовать через суд, однако в подобных случаях у ответчиков всегда имеется прекрасная отговорка о том, что детали повреждены в ходе неграмотной эксплуатации. Тем более, трамвайные рельсы в Ульяновске, как уже отмечалось, находятся в плачевном состоянии.
Не лучше ситуация и с подержанными троллейбусами, полученными «УЭТ» в виде безвозмездной помощи из Москвы, о чем в свое время много трубили. Бесплатный сыр известно где бывает. Их 30 дареных б/у троллейбусов больше половины так и не удалось выпустить на линии из-за поломок: не на консервации же эти машины в столице стояли, а работали, бегали по улицам. Починить все безвозмездные троллейбусы не удается: не хватает запчастей и опытных специалистов. Кстати, не совсем уж даром досталась Ульяновску эта «техника»: за доставку ее к нам пришлось заплатить.
Все это плохо влияет на обеспеченность города трамваями и троллейбусами. А приобретать новые сегодня невозможно. Ульяновск и за «Львят»-то еще не расплатился, делает это через пень колоду, с задержками. Летом прошлого года «Государственная транспортная лизинговая компания», через которую проводились закупки новых трамваев, предъявляла иск «Ульяновскэлектротрансу» на сумму 76,6 млн рублей за накопившиеся долги по платежам. Это еще «Львята» приобретались Ульяновском по старым ценам: сегодня стоимость одного такого вагона достигает 70 млн. рублей. Директор МУП «Ульяновскэлектротранс» Павел Тимаков анонсировал, правда, приобретение в 2023 году пятнадцати трамваев, однако позже врио главы города Дмитрий Зверев заявил, что средств на это нет. Нет их и на обновление трамвайных путей, для чего требуются миллиарды рублей.
Билет «Сделай сам»
Зато, имея глобальные проблемы с подвижным составом и путями, «УЭТ» сейчас внедряет в изношенных трамваях и троллейбусах сплошную систему самостоятельной для пассажиров безналичной оплаты проезда, которую за 30 млн рублей доверено оборудовать московской фирме. Вот куда направлены в первую очередь дополнительные деньги, полученные от повышения с января платы за проезд в ульяновском электротранспорте.
В ноябре прошлого года «СК» уже писал об этих планах «УЭТ». И вот с февраля 2023 года валидаторы самообслуживания, установленные на стойках-поручнях у каждого входа в салон, должны начать работать в троллейбусах, с апреля – в трамваях. Терминалы смогут принимать платежи по картам МИР, Visa, MasterCard, China Union Pay, а также с любых приложений для мобильных телефонов, кроме Apple Pay. Кондукторов в электротранспорте ликвидируют, как класс. Что делать тем пассажирам, кто имеет при себе только наличные деньги? На первых порах им, по замыслу перевозчиков, будут помогать кондукторы, которых все-таки оставят в салонах на какой-то адаптационный период. Как пойдет дело дальше – не совсем понятно: в «УЭТ» говорят, что вопрос прорабатывается. Но от «налички» электротранспортники хотят со временем отказаться напрочь – уверены, что у каждого имеется банковская карта или мобильник.
Нет полной ясности и в работе с «зайцами», количество которых может вырасти, если оплата проезда станет зависеть в первую очередь от сознательности пассажиров. «УЭТ» предполагает увеличить штат контролеров, в ряды которых предложено перейти и высвобождающимся кондукторам. Однако контролер имеет право лишь проверить факт оплаты проезда человеком, а штрафовать за нарушение – нет. «УЭТ» рассматривает вопрос совместной работы с ревизионной службой МКУ «Организатор пассажирских перевозок», которая может брать штраф с безбилетников.
Добавим, что гарантия на стационарные валидаторы для электротранспорта составит 12 месяцев. Значит, всего через год за починку или замену вышедшего из строя прибора надо будет платить. Впрочем, электротранспортники, видимо, не особо переживают на сей счет: выручка у них, по прогнозам, должна вырасти. Действительно, как ей не расти, если стоимость проезда увеличивается трижды в течение года. Только работа трамваев и троллейбусов при этом всё хуже.
А еще умиляют планы городских властей и «УЭТ» запустить троллейбусы на автономном ходу по старому мосту через Волгу – миллиардный проект. Напомним, что недавно говорил врио мэра Дмитрий Зверев:
- В прошлом году мы обкатывали троллейбус «Адмирал», он устроил всех специалистов. Проектно-сметная документация полностью готова и как только будет доступна федеральная поддержка, мы будем проект реализовывать, он у нас в приоритете. Надеемся на этот год.
Согласно проекту, необходимо закупить 20 автономных троллейбусов , построить три тяговые подстанции для подзарядки на разных берегах Волги и смонтировать контактную сеть по «восьмерке». Однако про федеральную поддержку даже в виде инфраструктурного кредита пока ничего не слышно, поэтому какой смысл рассуждать сейчас о троллейбусах на волжском мосту. На приобретение обычных-то троллейбусов и трамваев у города сегодня денег, как видим, нет, не говоря уж про 20 «Адмиралов», оснащенных автономным ходом на основе литий-титанатного аккумулятора, способных проехать без подключения к контактной сети 12-15 километров. В общем, электротранспорт в Ульяновске угасает, примеряя при этом шикарные «шляпы».
Александр Галкин