Школьники в селах стали дефицитом
В Ульяновской области в 2023 году появятся новые малокомплектные школы. Это означает, что в сельской местности становится еще меньше учащихся и вообще детей. Села в нашем регионе, к сожалению, продолжают пустеть, несмотря на все громкие рапорты о рекордных урожаях по сбору зерна и прочих аграрных успехах.
Кого сажать за парты?
Напомним, к малокомплектным образовательным организациям относятся такие учебные заведения, где настолько мало учеников, что если финансировать эти школы действующим в России подушевым методом, то они просто загнутся. Поэтому признанные малокомплектными получают добавку из областного бюджета к основному нормативу – 95 процентов. В нынешнем году на эти цели предусмотрено выделить более 257 миллионов рублей. Согласно действующему законодательству к малокомплектным школам относятся общеобразовательные организации, отвечающие следующим условиям: для начального образования – с общим количеством учащихся не более 20 человек; для основного образования – с общим количеством не более 40 учащихся и удаленные от других подобных школ на 20 и более километров либо не имеющие транспортной доступности; для среднего образования – с общим количеством не более 80 учащихся и с теми же географическими и транспортными проблемами, как у основных малокомплектных школ. Учеников в подобных школах мало, а денег на них, как видим, требуется много, поэтому региональные власти, которые должны утверждать перечень школ, не любят относить учебные заведения к малокомплектным - стараются возить ребятишек учиться в соседние, более крупные, населенные пункты. Но это не всегда получается.
Вот и с 2023 года перечень малокомплектных пополнили новые образовательные организации. В Алешкинской основной школе Сенгилеевского района, по данным облминпросвещения, осталось в этом учебном году 39 учеников вместо прежних 44-х. В Дмитриевской основной школе Радищевского района – 40 вместо 47-ми. В Приволжской основной школе Новоульяновска количество учеников снизилось с 46-ти до 39-ти. В Холстовской средней школе Павловского района учится 38 человек. В Майнском районе количество школ сократилось на восемь, что заставило отнести Карлинскую среднюю школу в селе Матюнино к малокомплектным: там обучается 73 человека, а расстояние до близлежащей школы превышает 20 км.
В 2023 году в перечень вошли 77 образовательных организаций, подтвердивших необходимость присвоения им статуса малокомплектных. Из них реализовывать программы начального общего образования будут 9, основного общего образования – 22 и среднего общего образования – 46 школ. В прошлом году малокомплектных школ в Ульяновской области было больше – 86. Однако радоваться уменьшению их числа не приходится: ведь это произошло не из-за пополнения классов учениками. Шесть начальных школ перестали быть малокомплектными в связи с ликвидацией: четыре из них находились в Майнском районе, по одной - в Николаевском и Цильнинском. Четыре начальные школы присоединены к другим учебным заведениям – средним. Детей, обучающихся в средней школе села Елховый Куст Новомалыклинского района, стали возить на учебу в Высокий Колок после того, как отремонтировали дорогу. А в бывшей малокомплектной школе села Княжуха Сурского района детей теперь просто нет.
Да что там в селах: и в целом по Ульяновской области рождаемость сократилась. Если за десять первых месяцев позапрошлого года в регионе родилось, по данным Ульяновскстата, 8407 человек, то за тот же период 2022 года – лишь 7545 человек. На все школы детей не хватает.
Учителя и льготы
Недостаточно и педагогов: особенно остро вопрос стоит тоже в сельской местности. Депутаты ЗС высказали озабоченность качеством образования в малокомплектных школах. А областные власти недавно ограничили поддержку учителей, работающих и (или) проживающих на селе, урезав им ежемесячную компенсацию на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилья. В одном из декабрьских номеров «СК» подробно освещал ситуацию вокруг готовящегося законопроекта, ограничивающего стимулирование сельских педагогов. Тогда мы упомянули, что, по мнению главы регионального кабмина Владимира Разумкова, в ходе принятия поправок в закон о социальной поддержке педагогических работников, проживающих в сельской местности, нужно быть готовым к жарким дискуссиям. Однако, зря областной премьер опасался: ничего подобного не произошло – 16 декабря депутаты Законодательного Собрания благополучно слили всех сельских учителей, правых и виноватых, одобрив поправки.
Претензии к педагогическим работникам, напомним, состояли в том, что компенсацию за ЖК-услуги они получают по факту и у 1580 человек сумма переваливает за 67 тысяч рублей в год. А у 172 человек – за 100 тысяч рублей. Областное министерство соцзащиты заподозрило злоупотребления: использование электроэнергии и отопления для нежилых построек, перепродажу ресурсов – в основном сжиженного газа и твердого топлива – третьим лицам. Конкретно с каждым случаем разбираться не стали, а прижучили всех сельских учителей: ввели подготовленный облправительством «потолок» компенсации. С июня по октябрь включительно педагогам, проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, теперь будут выплачивать не более 1500 рублей в месяц, с ноября по май – не более 8500 рублей. При таких суммах годовые выплаты за ЖК-услуги не превысят упомянутых 67 тысяч рублей в год. Возможно, региональный бюджет больше не тянет - ну, так бы тогда и сказали, зачем же всех, кто получал свыше этого, мазать черной краской. И главное: такой шаг лишний раз охладит у кого-то желание ехать преподавать в село. Зато указом президента РФ Владимира Путина 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника – в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя. Депутаты ЗС высказали озабоченность качеством образования в малокомплектных школах.
Одним пакетом
Тем же самым законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области», который урезает социальную поддержку сельским педагогам, выплаты другим лицам, получающим помощь из областного бюджета увеличены. Например, размер ежемесячной выплаты инвалидам боевых действий I и II групп, проживающим в регионе, поднят с 1000 до 5000 рублей. По состоянию на 1 октября в Ульяновской области в эту категорию попадают 75 человек. Также до 5000 рублей в месяц вырос размер выплаты родителям и супругам военнослужащих, сотрудникам нацгвардии, органов внутренних дел, ФСБ, МЧС, уголовно-исполнительной системы и прокурорских работников, погибших на военной службе или при исполнении служебных обязанностей. Прежде дети (89 человек) погибших получали по 1280 рублей, родители и вдовы (416 человек) - по 1000 рублей.
Депутаты ЗС, принимая этот закон, в очередной раз укоризненно отметили, что подобные проекты следует вносить не пакетом, а отдельными пунктами, чтобы можно было более тщательно рассматривать каждое предложение. Но это похоже на последнее китайское предупреждение одной ветви власти другой. Депутаты который год и созыв просят представлять в ЗС острые изменения по отдельности, а областное правительство кивает, но делает по-своему: когда требуется протащить непопулярное решение (особенно по деньгам), размещает его в общем законопроекте с жизненно важными для области поправками, которые не поддержать глупо. И дело в шляпе, то есть в пакете.
Владимир Самарин.
Фото zsuo.ru