У «Авиастара» на хвосте
С экономикой в области дела очень неважно, но в целом все неплохо, и понемногу прирастаем. Если чему и научились ульяновские чиновники, то эквилибристике в составлении отчетов, виртуозно превращая любые минусы в плюсы. Очередной такой отчет опубликован в конце декабря.
В целом по России индекс промпроизводства продолжает снижаться, информирует министр экономики области Николай Зонтов, уточняя, что в октябре этот индекс в России составил 97,4 процента по отношению к октябрю 2021 года. Иначе говоря, страна не добирает 2,6 процента. А вот в нашей области промпроизводство, в октябре, напротив, показало рост, говорит Зонтов, - этот индекс равнялся 107,7 процента. Или по отношению к октябрю 2021-го наблюдается превышение почти на 8 процентов. Но дьявол, как известно, кроется в деталях, то есть в том, за счет чего же у нас вдруг выросло. Ответ: за счет того, что в октябре на «Авиастаре» был сдан самолет. Один. Он-то и продвинул резко вперед всю промышленность региона. На самом же авиазаводе объемы выросли в 2,5 раза. «А по виду деятельности «производство прочих транспортных средств и оборудования», к которой относится завод, индекс за десять месяцев составил 159,7 процента», - цитирует Зонтова Сеть.
Министр, правда, оговаривается, что рост обусловлен не только работой «Авиастара» - «рост наблюдается на целом ряде предприятий оборонно-промышленного комплекса». Здесь надо было бы пояснить, за счет чего это происходит, но Николай Зонтов о причинах умалчивает. То ли потому, что хотел бы, чтобы народ считал эти успехи заслугой его министерства, то ли из скромности, то ли ему просто неловко. Скорее, последнее, ведь рост оборонки вызван одним-единственым обстоятельством, а именно - специальной военной операцией, на которую в усиленном режиме и работает ВПК. Ни Зонтов, ни кто-либо другой в облправительстве отношения к этому не имеет, поскольку Москва взаимодействует с предприятиями напрямую. Но даже если бы эти предприятия нарастили выпуск продукции благодаря ульяновским чиновникам, и это не было бы развитием экономики. Экономика - это когда ты произвел нечто, продал, выручил денег и пустил их на общественные нужды. Продукцию же оборонки не продашь, она однажды и, видимо, очень скоро, окажется уничтожена, будучи запущенной куда-либо из орудийного ствола. Это, в общем, не прибыток, а финансовый убыток.
Дальше в отчете следует, на мой взгляд, та самая виртуозность его составителей, о которой сказано в начале. Говорится, что наблюдается рост в производстве бумаги, бумажных изделий, мебели, полиграфической продукции, напитков, одежды, пищевых продуктов. Недавно, анализируя подобный же отчет по Ульяновску, мы отмечали, что речь идет, вероятно, не о росте производства товаров как таковом, а о росте цен на них. В ушедшем году подорожало практически все и больше всего - продовольствие. Неприступной становится и полиграфия, так что самая пустяковая книга страниц в 250, на плохой бумаге и в мягкой обложке стоит под 400 рублей. Одежда, напитки, мебель, коммуналка, общественный транспорт - все стало дороже, отсюда и рост в отчете Николая Зонтова. Есть в нем и парадоксы. Сообщается, например, что упало поголовье крупного рогатого скота и, соответственно, производство молока. Коров, кстати, стало меньше на 10000 голов - их пустили под нож. Но дальше говорится, что снизилось и производство мяса. А куда же, спрашивается, делись те 10000 коров - в космос улетели?
Рвануло вверх производство мяса кур и яиц. И одновременно фиксируется удорожание куриных яиц. А это почему, разве рост на рынке количества товара не ведет к падению цены на него? У нас - нет. У нас только рост. И зарплата, как следует из отчета минэкономики, выросла - на 10 с лишним процентов. Поднимите, что называется, руки те, кого это коснулось. Их подняли, видимо, чиновники, но за толстыми стенами, за которыми они сидят, этого не видно. Провал в стройке, словом, там, где этого не скроешь. За 10 месяцев сдано только 68 процентов жилья от уровня прошлого года. Загибается, судя по опубликованным данным, строительство индивидуального жилья - 50 процентов от 2021 года. Низкий потребительский спрос «привел к замедлению роста цен на товары длительного пользования: легковые автомобили, кухонные плиты и холодильники, телевизоры, смартфоны и мебель. В общем не строим, не покупаем, а то, что появляется в кошельках, идет на еду, ЖКХ и проезд в общественном транспорте. Падает количество свадеб и рождаемость. Но в целом как бы ничего - развиваемся. Отрицательно развиваемся, есть теперь в ходу такое понятие.
Андрей СЕМЕНОВ.
Фото Eng.mil.ru