Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Три грани любви

   О премьере в Ульяновском молодежном театре

   Что нужно сделать театру, который хочет привлечь зрителей? Поставить что-нибудь про любовь. Желательно комедию. Комедия, да еще про любовь, – вариант беспроигрышный. Вот такой спектакль – «Руководство для желающих жениться» – появился в репертуаре Ульяновского молодежного театра. Но в данном случае получилась не безделица, а умный компромисс между театральным и даже педагогическим экспериментом и вечным человеческим запросом на любовь, причем любовь так называемых «маленьких людей».

   Маленьких – не значит неважных или мелких, но, скорее, представляющих тот самый «глубинный народ», который писатели-классики знали несравненно лучше, чем современные изобретатели этого термина. Тема маленького человека давно интересует режиссера-постановщика спектакля Алексея Храбскова (для тех, кто вдруг не знает: он актер областного драмтеатра, театральный педагог, художественный руководитель Молодежного театра). Внимательный зритель даже обнаружит в новой работе Храбскова пару «рифм» с его спектаклем «Маленький человек с большим сердцем»: парящие в воздухе листы бумаги и музыку французской певицы Амели-ле-Крейон. Но важнее этих формальных связей тот интерес и сочувствие к маленькому человеку, который проступает сквозь форму комедии – или благодаря ей.

   «Руководство…» – это три истории, объединенные общей темой. Литературной основой послужили рассказ Чехова «Пропащее дело», небольшая пьеса Эдуардо де Филиппо «Риск» и новелла О.Генри «Дары волхвов». Эти истории очень разные, каждая со своим национальным и историческим колоритом. Но то, что русская, итальянская и американская проза непротиворечиво выстроились в сквозное повествование, подчеркивает, что есть нечто выше времени и национальных границ, и это – тема любови и человеческих отношений.

   Эти новеллы «завернуты» в текст чеховской юморески «Руководство для желающих жениться», где автор шутливо говорит о достоинствах брака, включая его доступность («Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам...»), и сопоставляет характер девиц на выданье с цветом их волос. Эту информацию, словно покрытую пылью мудрость ушедших веков, зачитывает Судья в мантии (Данила Мельников). Он делает это с такой комической серьезностью, что трудно удержаться от улыбки. На протяжении его пафосной речи периодически возникает стук какого-то молотка, словно отменяющий этот пафос и говорящий судье: что бы ты там ни молол, у любви свои законы, она все сделает по-своему.

   Есть известные слова из 1-го послания апостола Павла коринфянам о том, что «любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине». Каждая из предложенных историй является комической иллюстрацией некоторых из этих утверждений. Миниатюра «Пропащее дело», которую разыгрывают Андрей Толстых и Ольга Мотина, – рассказ о том, как корыстный жених («ищущий своего», то есть чужого приданого) в итоге наказан за гордыню, за то, что «превозносится». Мини-пьеса «Риск» с поистине итальянским страстями в исполнении Станислава Пигалева, Людмилы Струновой и Александра Курамшина – о том, как для поддержания бесчинствующего огня страсти темпераментные супруги, образно говоря, бросают в пламя семейного очага не поленья, а прямо-таки динамитные шашки. Наконец, молодые супруги Делла и Джим (Ксения Устьянцева, Алексей Бабуркин) из новеллы О.Генри, желая порадовать другого рождественским подарком, из-за своей нищеты попадают в комическую ситуацию, но именно эти двое становятся образцом той самой бескорыстной и истинной любви из библейского текста. Это, пожалуй, самая трогательная часть спектакля.

   Создатели его убеждают нас, что в любви есть и драма, и смех, которые в ее естественном развитии нераздельны. Этот конфликт есть во всех трех сюжетах, только разрешается он во всех случаях по-разному. Общее в них то, что смех сквозь слезы придает им глубину, а количество каждого из этих ингредиентов определяют жанровый оттенок каждой из частей.

   Спектакль внешне сделан очень просто, что говорит, скорее, о хорошем вкусе его создателей. Сценография Надежды Курчатовой лаконична и самодостаточна: скамейка, которая быстро превращается в диван, два трехгранных стенда с декорациями, черная трибуна для судьи. Получился в хорошем смысле «актерский» спектакль, что в эпоху режиссерского театра, возможно, само по себе тянет на эксперимент. Видно, что худрук театра очень доверяет своим артистам, а они доверяют ему. Алексей Храбсков сказал сразу после премьеры, что работать ему было просто в том смысле, что все актеры шли ему навстречу, вникали в свою задачу, никто не сопротивлялся, не выпячивал актерское эго.

   «Руководство для желающих жениться» может стать заметной вехой в процессе строительства этого молодого, но интересного театра. Рост заметен, потому что в труппе много людей, которые живут работой. За этим процессом хочется наблюдать.

Сергей Гогин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить