Наблюдая за назначениями в правительстве области и в администрации губернатора, невольно приходишь к мысли, что Алексей Русских пришел на пост главы региона без кадрового резерва и набирает людей не по профессиональному принципу, а случайных, что попадется под руку.
Кого-то из Тамбова, кого-то с брянщины, кого-то из Подмосковья, из Удмуртии. Люди эти в большинстве своем в управленческих региональных структурах не работали и, соответственно, не имеют никакого опыта. До того многие были то ли помощниками, то ли советниками Русских в пору его депутатства в Госдуме и сенаторства. То есть максимум, чем занимались, это бумажками. Особенно красноречиво в этом плане назначение на должность министра молодежного развития 28-летнего уроженца Таганрога Артема Мирошникова. Мирошников, вероятно, чей-то родственник, самого ли Алексея Русских, жены ли его, поскольку в верхах оказался чуть ли не со школьной скамьи - во время учебы проходил практику в Госдуме, где якобы и пересекался с Русских. Либо Русских и устроил ему эту практику в федеральном парламенте.
Можно, конечно, обсуждать, не является ли неуважением к ульяновцам назначение на должность министра 28-летнего парня из варягов, нужна ли вообще эта должность или не нужна. Скорее, не нужна. Проблема нашей молодежи не в том, что она нуждается в чиновничьем надзоре, а в том, что молодые не видят в области для себя перспектив ни в смысле хорошей работы и зарплаты, ни в смысле видов на собственное жилье, и уезжают. До 80 процентов, по некоторым данным, собираются покинуть регион. И ни Мирошников, ни кто-либо другой в кресле молодежного министра решить эти их проблемы не способен. Не этого, честно сказать, ожидали жители области от нового губернатора - не завоза в регион на хорошие зарплаты иногородних. Ждали, во-первых, сокращения численности раздутого не в меру чиновничества. Во-вторых, зачистки наиболее замшелой части морозовской команды и замены ее на местных толковых людей, которые, без сомнения, есть, и надо было только их найти, для чего провести соответствующую работу. Но после отъезда из Ульяновска Александра Смекалина и Александра Костомарова эта работа была спущена, видимо, на тормозах. Практически не коснулась длань новой власти и персон из старой, морозовской, обоймы, что наводит на определенные предположения.
Например, на такое. Считается, что между Русских и Морозовым существует противостояние по причине того, что Морозов якобы не желает расставаться со статусом хозяина области. Рискну выдвинуть версию, что никакого противостояния между ними нет, и все идет так, как предначертано первым заместителем главы президентской администрации Сергеем Кириенко, который опекает их обоих. То, что Алексей Русских задумывался избираться губернатором нашей области еще в 2020 году, на мой взгляд, неправда, иначе он подготовил бы и команду, но ее, как видим, не оказалось. Проект с ним родился, скорее всего, спонтанно и имел целью уничтожить в регионе КПРФ как политическую силу, обнулить и свести на нет протестное настроение, о чем «СК» написал еще в апреле, сразу по приезде Русских в Ульяновск. Проект исполнен блестяще, и ни один член местной КПРФ ни в правительство области, ни в администрацию губернатора не взят. Больше того, коммунистам не удалось провести даже Виталия Кузина на пост вице-спикера ЗСО вместо отправленного в Совет Федерации Айрата Гибатдинова. Хотя делегирование кандидатуры на эту должность является по большому счету прерогативой самой партийной фракции. Но Кузина заблокировала «Единая Россия», и подозреваю, по согласованию с членом ЦК КПРФ Алексеем Юрьевичем Русских. Инициатива же провала Виталия Кузина могла исходить как раз от Сергея Морозова, патологически ненавидящего компартию. И тут Русских с Морозовым сыграли, пожалуй, дуэтом. КПРФ, одним словом, гнобится по персоналиям, с чем покорно смирился некогда буйный лидер ее областного отделения Алексей Куринный, сливший, похоже, и партию, и протест, и избирателей. И теперь ведь в случае недовольства ульяновцев чем-либо им просто некуда податься, поскольку политических структур, выражающих их интересы, в области больше нет.
Неизвестно, что Кириенко сказал, инициируя в Ульяновске этот ферзевый гамбит, Алексею Русских и Сергею Морозову. Что-нибудь вроде следующего: «Ты, Алексей Юрьевич, поедешь в Ульяновск губернатором. Знаю, что не хочешь, но так надо, иначе мы с этим городом никогда не разберемся. Особо тебе упираться не нужно - Сергей Иванович будет по большей части там и подскажет. Кадры его не трогай, но сможешь пристроить на должности сколько-нибудь своих людей. Ну и презентации, выставки, поздравления, юбилеи - этим в основном занимайся. Когда проект завершим, вернешься в Москву». Морозову: «Сергей Иванович, присмотри за ним». В следующем году, однако, выборы нового состава Законодательного Собрания, когда КПРФ в области будет пожинать плоды своего соглашательства, которое ведь тоже налицо, как ни крути. Танец-то парный.
Артур ТАНИЕВ