В "Аквамолле" продовольственную часть, куда можно всем, от непродовольственной отделили цепочкой тележек
7 ноября в Ульяновской области закончились нерабочие дни, вводившиеся для противодействия распространению коронавирусной инфекции. Оперативный штаб региона продлевать их не стал, но ввел другие ограничения, в том числе «пропуска» на разные объекты в виде QR-кодов о прививках. С этими кодами в стране идет какая-то вакханалия вместо реальной помощи людям в борьбе с ковидом. Ульяновская область тоже включилась в сомнительный процесс.
Посадили на QR-код и самоизоляцию
Губернатор Алексей Русских, отметив неделю назад, что в регионе наметилось замедление темпов суточного прироста заболевших ковидом, призвал воспринимать тенденцию с осторожным оптимизмом и не расслабляться, так как эпидситуация остается неблагополучной. В связи с этим Русских внес 6 ноября обилие поправок в губернаторский указ о режиме повышенной готовности, добавив ограничений, призванных встать на пути коронавируса. Изучив поправки и комментарии чиновников, выделим основное, чем еще власть пытается остановить COVID-19 в Ульяновской области.
С 8 ноября полностью открытой для покупателей остаются только продовольственная розница и часть промтоварных точек. В торговые и торгово-развлекательные центры, в магазины непродовольственных товаров, имеющие зал для посетителей свыше 150 квадратных метров, разрешается входить лишь при наличии сертификата профилактической прививки, подтверждающего, что с даты вакцинации от коронавируса прошло не более 12 месяцев, либо по такому же QR-коду (электронному или распечатанному), полученному через портал «Госуслуги», либо с отрицательным ПЦР-тестом, проведенным не ранее, чем за 72 часа, либо со справкой, подтверждающей, что человек перенес новую коронавирусную инфекцию не более 6 месяцев назад, полученной в медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь по месту жительства гражданина. Маски, дистанция и прочие санитарные требования – само собой.
По такой же системе, но с 50-процентной загрузкой, могут работать сейчас учреждения культуры, кинотеатры, театры, библиотеки, музеи, салоны красоты, парикмахерские, косметические и массажные салоны, солярии, плавательные бассейны, фитнес-центры, другие спортивные объекты, арены, принимающие всероссийские соревнования.
С 12 ноября при наличии QR-кода или сертификата о вакцинации, или отрицательного теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции можно будет посещать кафе, рестораны, столовые, бары, закусочные, работавшие до сих пор только на вынос или с помощью доставки, а также бани, сауны, аквапарки. Все названные объекты планировалось открыть 15 ноября, но оперштаб на этой неделе смягчил требования. Предприятиям общественного питания разрешено заполняться наполовину.
С 8 по 14 ноября 2021 года для школьников региона еще на неделю продлены каникулы. Областной минпрос, правда, заявил, что это на более ранний срок сдвинуты те каникулы, которые должны были начаться 22 ноября. Отправлены отдыхать колледжи и техникумы. Вузам региона было рекомендовано перейти на неделю на дистанционное обучение: это сделали УлГУ, УлГТУ.
Наконец – введение самоизоляции для пожилых людей. Указом губернатора лицам старше 60 лет, не прошедшим вакцинацию от ковида или не перенесшим в течение последних 6 месяцев это заболевание, предписано не покидать место проживания, за исключением случаев прямой угрозы жизни и здоровью, обращения за медицинской помощью, передвижения к ближайшему месту приобретения товаров первой необходимости, работ, услуг, выгула домашних животных, выноса отходов, осуществления прогулки, посещения государственных и муниципальных организаций.
На самоизоляцию отправлены также лица, имеющие хронические заболевания.
Сумбур вместо борьбы
Введение в Ульяновской области QR-кодов и прочих ограничений вызвало взрыв негодования в соцсетях и не только. Люди не понимают, как эти меры способны обуздать пандемию, называют их необъяснимым издевательством. Действительно, почему в продовольственном магазине, например, обстановка считается менее заразной, чем в промтоварном? В продуктовые вообще-то больше народа ходит. Почему, если непродовольственный магазин крупнее 150 «квадратов», то посещать его без QR-кода нельзя? Наоборот, там простора больше - значит, меньше скученности, меньше возможности подцепить вирус. И где официально дано понятие «торговый центр»? Это очень большой магазин, или состоящий из массы бутиков, или имеющий точки общепита? Судя по практике последней недели, торговыми центрами признали себя, например, «Аквамолл», «Самолет», ЦУМ – там около дверей требуют QR-коды и прочие причиндалы. «Аквамолл», правда, организовал свободный проход в продовольственный сектор, отгородив его от остальной части тележками. Кстати, в основном только в так называемых торговых центрах в Ульяновске можно отыскать общественные туалеты. Теперь власти закрыли туда доступ большому числу жителей, не предложив ничего взамен. Из благих, разумеется, побуждений. Но ведь по нужде даже арестантов выводят.
Сумбура новые антиковидные меры наделали много. Взять непривитых людей старше 60-ти. При самоизоляции им дано столько возможностей покидать жилье, что нет смысла даже проверять, куда старик направляется. Понятно, что в аптеку, в магазин или гуляет. Да и кто будет проверять, а главное – зачем? К тому же власти словно забыли, что мужчины до 65 лет в России теперь не пенсионеры, вынуждены работать. Кто их будет кормить на самоизоляции? Переводить на дистанционку, как предписывается? Но как перевести на эту дистанционку строителя или автослесаря? Получается, предпенсионеров буквально принуждают к вакцинации, которая продолжает считаться в стране добровольной. О добровольности и президент РФ Путин не раз говорил.
Еще один показательный момент из ульяновского указа: требования о самоизоляции непривитых пожилых людей не распространяются на работников медицинских организаций. Получается, работай медик до последнего вздоха, несмотря на все угрозы заражения ковидом. По-другому снять напряжение с кадрами в региональной медицине, видимо, не удается.
Насаждение пресловутых QR-кодов принуждает в Ульяновской области к вакцинации и переболевших ковидом. Многие из них даже после пневмонии не имеют диагноза коронавирус, потому что у них с опозданием взяли ПЦР-тест и он оказался отрицательным. Специалисты Роспотребнадзора говорят, что уже через четыре-пять дней вирусов в носоглотке может не быть по разным причинам. Можно бы позже признать человека переболевшим - по наличию в организме антител. В некоторых регионах такое начинают практиковать, у нас – ничего подобного. Добавим, что перенесенный ковид по указу губернатора Русских требуется подтверждать справкой, полученной только в медучреждении по месту жительства человека. Однако опять же многие лечатся в частных клиниках и там же сдают платные ПЦР-тесты, не дождавшись помощи от государственной медицины. Их результаты в официальную базу переболевших коронавирусной инфекцией не попадают. Некоторые регионы пробуют данные частных лечебниц учитывать, но и здесь Ульяновская область не в передовиках. Мы лучше на QR-коды о вакцинировании нажмем, чем на совершенствование системы здравоохранения. Коды, кстати, оказались вещью ненадежной – как и вся цифровизация. Недавний сбой на «Госуслугах» по России «сократил» действие таких кодов с года до шести месяцев. Причем сначала все приняли это за чистую монету, стали комментировать в соцсетях…
Чиновники «на голубом глазу» заявляют, что не обязательно иметь QR-код о вакцинации для похода в торговый центр, парикмахерскую или кафе. Можно сдать ПЦР-тест и, если он отрицательный, гуляй свободно, где хочешь. Но это совсем уж иезуитский подход. Ведь такой тест действует только три дня. По собственному желанию сделать бесплатный ПЦР в Ульяновске невозможно: его и с признаками ковида нелегко выбить. А платить каждые три дня за частный тест больше тысячи рублей большинству ульяновцев не по карману.
Вот и получается, что вся суета с новыми ограничительными мерами по противодействию коронавирусу в нашем регионе выглядит видимостью борьбы – возможно, чтобы показать ее Кремлю. Еще – бизнесом на пандемии, если вспомнить платные тесты. И карой для тех, кто по каким-либо причинам не хочет делать под нажимом добровольную прививку. Но кого караем-то – своих соотечественников. До сентябрьских выборов власть ничего подобного себе бы не позволила – хоть все заболей.
Не туда смотрят
Совсем недавно ульяновские власти в методах борьбы с пандемией инстинктивно равнялись на Москву. И при прежнем губернаторе, и при нынешнем. Какие бы действия (даже неоднозначные) мэр столицы Сергей Собянин ни предпринимал, мы повторяли за ним. Это была гарантия того, что регион не поругают: ведь московские власти рядом с российскими, всё согласовали. Но сейчас, когда Москва выходит из мини-локдауна, Ульяновск почему-то самые разумные ее шаги игнорирует.
Как заявил Собянин, QR-коды требуются теперь в столице для входа лишь в музеи и театры. С 8 ноября в Москве свои двери вновь открыли непродовольственные магазины, торгово-развлекательные центры, парикмахерские, другие сервисы услуг. То же самое касается заведений общепита: они вернулись к привычному режиму – без использования QR-кодов. Думаю, здесь Собянин заботится не только о москвичах, но и о бизнесе. Владельцы крупного торгового и ресторанного бизнеса столицы, вероятно, нашли точки соприкосновения с мэрией, наглядно дав понять, что не намерены терять значительные доходы из-за QR-кодов, польза от которых очень сомнительна. Да и поступление налогов в городскую казну тоже снижается. Как, кстати, ульяновский бизнес относится к введенным в регионе антиковидным ограничениям, бьющим по нему? Возможно, у него просто нет достаточного влияния на нового губернатора.
А еще в Москве, напомню, делают бесплатные экспресс-тесты на коронавирус в 70 пунктах – в том числе в центрах госуслуг, на станциях метро. Для этого требуется только удостоверение личности. Если результат положительный, то столичные власти обещают взять у человека бесплатный ПЦР-тест, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз. Вот на какие примеры Ульяновской области стоит равняться. У нас же на одном из штабов родилось предложение изучить московскую практику по составлению протоколов на пассажиров общественного транспорта, которые неправильно носят маски. Эх, не туда наши власти в столице смотрят! Лучшее бы надо перенимать.
Владимир Самарин
Фото автора