На самом деле в Ульяновске не много мест, которыми можно заинтересовать туристов, но вот об уникальном Музее авиации близ аэропорта в Баратаевке даже местные жители не все знают
Почему в Ульяновск туристов калачом не заманишь?
Недавно врио губернатора Алексей Русских в соцсетях спросил ульяновцев, какие у них есть любимые места в регионе и чего не хватает Ульяновску для развития туризма. Зачем новая власть заводит «старые песни о главном» и что из этого может получиться?
Все это уже проходили
Тема для общения выбрана беспроигрышная. Люди стосковались по переменам к лучшему, в том числе – в инфраструктуре отдыха, поэтому желание нового руководителя, да еще неместного, разобраться в том, «чего не хватает», у многих вызывает горячий отклик (сотни комментариев оставили ульяновцы под обращением Русских). Хотя понятно, что ничего нового врио не мог узнать от горожан: все давно изучено, написано, обещано и провалено сто раз. Как минимум, последние лет 15 власть постоянно тратила бюджетные деньги на участие в туристических форумах, издание буклетов, путеводителей, презентации, предпроектные разработки и прочее… Еще в 2008 году был издан путеводитель по Ульяновской области «Пти фюте», который так «вкусно» разрекламировал туристический потенциал региона, что закачаешься: 14 государственных заказников (из них два федерального значения), 95 памятников природы, в их числе уникальные - Белое озеро, Юловский пруд, Сенгилеевские горы, Акшуатский дендрарий, Тургеневские острова, Старомайнский залив, Ундоровский заказник и прочее-прочее (о достопримечательностях областного центра там тоже красиво написано).
В марте 2010 года был подписан областной закон «О некоторых мерах по развитию туристской деятельности», и регион перешел к «проектному управлению туризмом». Появились приоритетные проекты, которые получили максимальные налоговые льготы, информационное сопровождение и всяческую поддержку. На теме туристического потенциала Ульяновской области топтались и следующие десять лет, но на практике полезный выхлоп практически нулевой.
- Недавно ко мне приехала сестра из Новосибирска, - говорит жительница Ленинского района Ирина Полнова. – Пошли на Венец, сестра восхищалась видом, но день был жаркий, ей захотелось к реке. И вот тут – провал. Нет в нашем городе, который на двух реках стоит, нормального подхода к воде. Без машины до Волги добираться тяжело. Да и куда добираться? На городской пляж? Там ничего хорошего – река в бетоне. Если человек немолодой, или плавает плохо, или ребенок, то заходить в воду просто опасно. Можно, конечно, сесть на маршрутку и поехать на левый берег, например, в парк 40-летия ВЛКСМ, но это очень долгое и утомительное путешествие… Причем волжский берег там, насколько я знаю, официально не открыт для купания, а значит, нет самого простого – зонтиков, переодевалок, туалетов, нет никакой торговли, ухода за территорией, нет спасателей… Так что не надо рекламировать туристам Ульяновск как город на Волге. Нет у нас Волги для отдыха.
«Остров сокровищ» слили
По мере того, как Ульяновская власть поднимает тему благоустройства речных берегов, растут только заборы вдоль прибрежной полосы. Еще в начале двухтысячных, когда власть призывала бизнес вкладываться в долгосрочные проекты у реки, на коне оказались предприниматели, которые сумели отрезать себе кусок берега, чтобы пускать на свою территорию за плату. Остальные прогорели. Например, в 2006 году на участке между городским пляжем и речным портом компания «Провиант» развернула проект «Остров сокровищ» - благоустроила пляж на песчаной косе (были зонтики, кабины для переодевания, урны для мусора, регулярная уборка берега), открыла приличное кафе, организовала прокат квадроциклов… Народ в эти места буквально повалил. И что в итоге? Руководству речного порта это не понравилось, и оно начало возводить забор между кафе и рекой, параллельно шла судебная тяжба, город досрочно расторг договор аренды участка с предпринимателями. То есть, по сути, проект стал жертвой столкновения интересов двух коммерческих организаций, а жители города остались без хорошего места отдыха на реке. С тех пор речной порт окончательно «озаборился», стал закрытой, полувоенной, зоной. О том, что когда-то это были морские ворота города, «порт пяти морей» (из него можно попасть в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое море), любимое место отдыха горожан, многие уже не помнят, а молодежь – и не знает.
Лет десять назад Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина» вышел к правительству области с предложением организовать на левом берегу реки причал специально для круизных судов, чтобы со временем восстановить отношения с теплоходными компаниями и привлечь в Ульяновск туристов, которые путешествуют по реке. Была красивая идея начинать экскурсию в старинный губернский город по одному из самых больших в Европе мостов через реку, но…
Необходимость построить в Ульяновске пассажирский порт или хотя бы пристань до сих пор обсуждают (в предвыборную пору – обязательно), и ничего не меняется. Теплоходы плывут мимо Ульяновска в крошечный город Мышкин или в Козьмодемьянск, который только тем и известен, что там снимали битву «гроссмейстера» Бендера с васюкинскими шахматистами-любителями.
Музей СССР увели
Ульяновску впору диагноз ставить: город с высоким потенциалом и низкой потенцией. Здесь затеваются и обсуждаются мега-проекты, и, кажется, многое есть для того, чтобы их реализовать. А в итоге все будто вязнет в какой-то липучей субстанции – в междусобойчиках, конфликтах чьих-то интересов, в том, что никогда не обсуждается публично. Почему, например, был и сдулся такой красивый проект, как «Ленинские горки»? Иногородние туристы-горнолыжники приезжали сюда и восхищались тем, что с горы летишь в какое-то безграничное белое пространство - впереди только заснеженная Волга. Если дело в оползнях, то как этот проект в принципе могли разрешить без укрепления склона под филармонией? Простому горожанину этого никогда не понять.
У Ульяновска был мощнейший ресурс, чтобы открыть у себя Музей СССР единственный в мире. Но Мемориал изуродован, причем за большие федеральные деньги, на завершение ремонта нет средств. А идею музея СССР давно с нуля реализовали казанцы. Более того – открыли несколько иногородних филиалов своего музея, в том числе - в центре Санкт-Петербурга.
Бизнесмен Олег Гаевский, который в 2016 году занялся было у нас созданием целого тематического парка «Музей СССР» (планировали создать этнографический парк «Дружбы народов», тематическую зону «Россия, которую мы потеряли» и сам Музей СССР) отказался работать в Ульяновске и иметь дело с губернатором Морозовым, который, по его словам, увлечен пиаром, но конечным продуктом не интересуется. Кстати, канатная дорога на волжском склоне, которая должна была работать именно в структуре тематического парка, могла бы обеспечить ульяновцев и максимально удобным спуском к волжскому берегу, но Олег Гаевский отказался ее запускать вне проекта. Сейчас, когда власть в регионе сменилась, можно было бы вернуться к обсуждению возможности запустить «канатку». Если бы она заработала, даже одно это для города и горожан было бы большим событием. Хоть какой-то шаг от разговоров к делу.
Волга за забором
По контексту обращения врио губернатора к ульяновцам, понятно, что он имел в виду туристический потенциал всего региона, а не только Ульяновска. О 14 государственных заказниках и 95 памятниках природы, разрекламированных в путеводителе «Пти фюте», упоминалось выше. Теперь о том, что в жизни. Если у вас нет автомобиля, то нет и доступа к этим достопримечательностям. Но и на личном автомобиле не каждый решится отправиться, например, к тем же Скрипинским кучурам или Сенгилеевским горам. Нет единого сайта, где можно было бы найти полную информацию об этих местах и понять, зачем и как туда ехать, что там делать. Нет даже нормальных дорог к «жемчужинам» региона. Фактически нет ничего, кроме таблички на въезде. Да, можно собрать в Интеренете разрозненную информацию о них, можно даже разыскать энтузиастов, которые возят туда экскурсии и связаться с ними, но все равно это маршруты для единиц, и не более того.
Большинство ульяновцев и гостей региона за пределами областного центра все-таки интересуют прежде всего волжские берега.
- За чертой города доступ к берегам тоже перекрыт заборами – частных владений и баз отдыха. Все это по закону вроде нельзя, но как-то так получается, что все-таки можно, - говорит ульяновец Константин Кобякин. – Если база отдыха благоустроенная, то заезд на сутки там стоит дороже, чем в египетских или турецких отелях, хотя сервис ульяновский очень и очень ненавязчивый. Но все забито. Попробуйте сейчас забронировать коттедж где-нибудь – не получится. Видимо, конкуренции нет. Есть турбазы старого образца, где вся инфраструктура с советских времен. Но там условия хуже походных. А бывает, что условия проживания еще терпимые, но нет нормального спуска к Волге, не благоустроен сам пляж. В общем, ешьте, что дают и не капризничайте. Кто к нам поедет? Какой тут въездной туризм? Наоборот: ульяновцы едут отдыхать в Самарскую область к той же самой Волге.
Уже много лет к ряду ульяновские туроператоры отмечают спад интереса к региональным здравницам. Когда-то в ундоровские санатории-профилактории ехали со всей страны, но… большая межрегиональная конкуренция делает свое дело. Самарцы повышают уровень обслуживания и укрепляют лечебную базу своих здравниц, в Татарстане – то же самое. А ульяновские лечебные курорты блещут сервисом советского образца. Такой бизнес.
Пока есть Музей авиации
Разговоры власти о развитии туристического потенциала региона уже давно вызывают у местных только раздражение или апатию. О каком развитии речь, если на самом деле только теряем? Был когда-то в Ульяновске уникальный парк Дружбы народов, канатная дорога, по которой можно было спуститься к Волге, был Прибрежный парк от речного порта до пляжа. И сам речной порт был открытым для прогулок. Метеоры по Волге ходили, прогулочные катера, на высоком волжском берегу красовалось здание филармонии, которое сравнивали со знаменитым крымским Ласточкиным гнездом. Оно сейчас погибает прямо под окнами у власти, и ничего. Был свияжский пляж аж на двух берегах... То, что было да сплыло, можно перечислять долго. Сохранить бы, поддержать и развить то, что осталось. Например, у нас есть уникальный Музей истории гражданской авиации, о котором и ульяновцы не все знают, не то что жители соседних регионов. А ведь находится он вблизи федеральной трассы и при хорошей рекламе мог бы «работать» на имидж региона, тем более что когда-то Ульяновск всерьез раскручивал бренд «авиационная столица».
По данным Википедии, это крупнейший (!) в стране авиационный музей, в котором на летном поле и в четырех залах разместилось около девяти тысяч экспонатов. Практически все летательные аппараты прибыли к месту расположения музея своим ходом… Сейчас территория музея ухожена, есть элементы благоустройства, но сами экспонаты ветшают и, вероятно, когда-то всему этому тоже придет конец.
Татьяна Захарычева
Фото автора