Всю неделю пассажирское сообщество бурлит в социальных сетях. Поводом для народного гомона стали димитровградские маршрутки, в которых-таки поднялась цена проезда. Однако дело даже не в повышении самой стоимости услуги, а в том, как и на сколько это происходит.
Напомним, тема повышения платы за услугу в среде коммерческих перевозчиков Димитровграда витала уже давно. Первую попытку извозчики предприняли еще в апреле этого года. Тогда в транспорте появились предупредительные объявления о цене за одну поездку в размере 29 рублей. Жители города атомщиков восприняли подобное намерение, как угрозу своему и без того хлипкому благосостоянию, от того включились активно в борьбу с «жадными» комерсами. По муниципалитету прокатилась волна акций протеста. Местные жители из числа активистов самоорганизовавшегося движения «СТОП-цена» так тогда комментировали свои действия:
«У нас в городе тариф и так достиг уже 23 рублей, в то время как в Ульяновске он до сих пор сохраняется на некоторых маршрутах 20 рублей. При всем том, расстояния в нашей провинции и граде регионально-столичном совсем даже не соизмеримые. Опять же, простая математика вещает, что наши маршрутки задумали повысить цену своих, кстати сказать, не очень качественных услуг, одномоментно аж на 26%, переплюнув даже действительный уровень инфляции. Им все равно, что наш город просто задыхается от безработицы и низких заработных плат, при стремительном приближении к нулю покупательной способности населения. Наконец, к самой работе так называемого общественного транспорта у нас тоже много вопросов. В частности, на некоторых маршрутах, автобусы сходят с линии еще до наступления вечера, хотя по нормативам должны курсировать до 22:00. В результате люди фактически лишаются возможности добраться с работы до дома не только комфортно, но и безопасно. Коммерсы видят лишь одно – деньги, на людей им плевать. Нет желаемой прибыли – нет работы».
В те апрельские дни жители Димитровграда выступали не только против необоснованно роста цен за проезд в коммерческом общественном транспорте, но за возрождение, а в нынешних реалиях, создания сызнова муниципального общественного автобусного парка, который бы мог стать тем самым дисциплинирующим и сдерживающим звеном аппетитов коммерческих перевозчиков, составив достойную и здравую конкуренцию. Те же требования были высказаны димитровградцами и в отношении коммунальной сферы. Порешить все мирным путем граждане предложили властям через референдум, где каждый бы смог высказать свое мнение.
Одновременно ульяновский УФАС посчитал действия димитровградских коммерческих перевозчиков «картельным сговором» и вынес предостережение в виде запрета на цену в 29 рублей за поездку. Правда, оставил все же право за коммерсантами обосновать желаемую цену, но за каждым по отдельности, а не толпой.
В результате люди получили, что получили. С 4 июля 2021 года стоимость проезда в маршрутках Димитровграда вышла удивительная: где 28 рублей 32 копейки, где 28 рублей 54 копейки и далее по копеечному списку.
- Интересненькое дело! СБ России всю мелочуху из оборота выводит, как неликвидную, а наши маршрутчики ее в дело пускают. Где же народ столько мелочи наберет? И потом, пока водитель эти копейки высчитает на сдачу, до аварии доехать можно. Это ж что у нас на дорогах начнется? О чем вообще они все там думают! Или же маршрутчики округлять будут? Скорее всего, и до большего, однозначно. Вот и пришли мы к тому, с чего начали. Есть только один выход: стоять и требовать с маршрутчиков сдачу до копейки! - возмущаются люди предстоящим пассажирским тратам.
В то же самое время коммерческие извозчики Димитровграда сами не рады такому повороту событий.
- Мы понимаем всю абсурдность сложившейся ситуации, но не мы первые начали. Правда, есть в этом всем и занятное, именно то, что народ наш кинулся обсуждать даже не неминуемый рост цены тарифа за поездку в транспорте, а копейки! Люди даже не протестуют теперь, хотя с апреля прошло всего ничего три месяца. Или смирились, или увлеклись мелочью. При всем том, мы это не специально, нас загнали в угол. А все дело в том, что УФАС вынесло нам предписание обосновать каждому перевозчику свой тариф по отдельности. Вот и получились эти самые пресловутые копейки. Да, мы будем округлять, конечно же. В реальности за проезд с наших пассажиров с 4 июля 2021 года перевозчики все как один негласно будут взымать 28 рублей, - комментируют ситуацию маршрутчики Димитровграда.
И все же частный общественный транспорт города атомщиков уверят, пойти на принятие столь непопулярного решения их вынудила далеко не жадность, а обстоятельства в лице действующей власти.
- Мы ведь готовы были идти на всевозможные уступки и договоренности. Даже отреагировать согласием на просьбу наших чиновников не повышать цену проезда до выборов. Только ведь у нас как, мы договариваемся, ударяем по рукам и власть тут же принимается нарушать все и вся. Разве мы не понимаем, что для людей цена высокая, но ведь мы тоже люди! Если бы власть сотрудничала с нами на паритетных началах, двигаясь вперед, вопросов бы не было. Сколько раз поднималась тема субсидирования. Только воз и ныне там. Даже на те же СИЗЫ, которые обязали нас иметь в наличии в каждой маршрутке для бесплатной раздачи пассажирам, выделили пару раз по 15 тысяч рублей на все предприятие, затем про это дело просто забыли. А требования-то остались! И нас, и пассажиров продолжают штрафовать за их отсутствие! Возьмем тех же льготников (школьников, пенсионеров и иные категории граждан), перевоз которых власть обещалась нам компенсировать из бюджета, в данном случае областного, так этих денег мы не видим уже три месяца. Притом людей возим ведь! А скажите, на милость, водителю нам с каких денег оплачивать в таком случае труд? Идем на убытки, оплачиваем из личных карманов. Ну это же не дело? Да, может нам и отдадут когда-нибудь долг, только при нынешних темпах инфляции будут ли эти деньги деньгами – большой вопрос. Буквально на днях имели разговор на эту тему с представителем обладминистрации. На все наши чаяния нам ответили так: «Да, да, да»…И все, тут же забыли. И что прикажете нам делать? Ясно что, повышать тариф. Приходится на это идти, чтобы выжить. Муниципальный транспорт угробили под корень, и нас угробят, тогда кто людей возить будет? – задаются вопросом перевозчики.
При этом димитровградские маршрутчики заверяют, что неустанно работают над качеством повышения своих услуг. И доля правды в их словах есть.
- Только надо понимать, что та же культура перевозок зависит не только от водителей, но и от пассажиров, которые, кстати сказать, жару дать могут похлеще любого нашего сотрудника. Мы разбираем каждую конфликтную ситуацию отдельно и очень предметно. Иногда доходит до абсурда. Например, недавно был случай, когда водитель потребовал у пассажира соблюдать правила перевозки домашнего животного, именно собаки, в автобусе. Так собаковод не только права начал качать, положив под своей раздачей и других пассажиров, но еще потом в прокуратуру жалобу написал на водителя. Такое сплошь и рядом! Здесь без взаимного консенсуса не обойтись, а всему основой культура и воспитание, - комментируют транспортники.
Как бы то ни было, первая ласточка ценового скачка в сегменте общественных перевозок в Ульяновской области взлетела в небо. Последуют ли примеру димитровградцев ульяновские коллеги-извозчики покажет время. Однако, думается, в региональной столице очередной рост маршрутной езды местное население не потерпит, слишком высок еще у нас здесь уровень накала страстей, и слишком низко качество предоставляемой пассажирам услуги. Впрочем, подождем выборов, там видно будет.
Рита ЗЕЛЕНАЯ
Источник фото: vk.com