На минувшей неделе пресс-служба правительства обнародовала решение Алексея Русских о начале судебной тяжбы с скандально известным мулловским заводом «Гиппократ». Новость, без преувеличения, для всех жителей региона долгожданная. Другой вопрос, что кроется за этим на самом деле, на сколько намерения ВРИО губернатора серьёзны и чем все в реальности может закончится. Вот в этом-то мы и попытаемся разобраться.
С мулловским «Гиппократом» кулуарно всегда связывали экс-губернатора Сергея Морозова. Говорят, не без его волевого участия купированное в Самарской области производство процветало в регионе Ульяновском, нещадно и безнаказанно уничтожая все живое вокруг. И в этом есть истина. Даже после экологической катастрофы, виновником которой стал завод, учиненной в 2017 году, работа предприятия так и не была даже приостановлена.
Напомним, 26 августа 2017 года спиртзавод «Гиппократ», благодаря которому «пирожковая столица» губернии Мулловка стала столицей фанфуриковой, начал травить местных жителей не только спиртовыми настойками, но и отходами их производства. На заводе прорвало котлованы с бардой, и тонны зловонной жижи потекли в пруд Красотка. Однако, ни тогда, ни после, к ответственности никого не привлекли. Впрочем, оно и понятно. Буквально сразу же, по следам ЧП, председатель правительства Александр Смекалин, вещая от имени действующего главы региона, объявил, а, если быть точными, официально «отмазал» «преступника» (цитата):
«Это могут быть конкуренты, либо какие-то политические игры, либо что-то еще. Руководству завода это совершенно ни к чему, для них это тоже большая проблема, тем более, сейчас, когда наконец-то достигнуты договоренности и ситуация начала стабилизироваться».
По этой и многим другим причинам новый назначенец на правление областью не спешил ввязываться в разборку с «пьяным» наследием своего предшественника. Но народ уже начал роптать, мол, везде ездит, увлеченность демонстрирует, фантики по улицам городов собирает, а в самую «горячую» точку ни ногой.
Что ж, придворным пришлось вылазку Русских-таки организовать. Поездку обстряпали в лучших чиновничьих традициях. Разработали «дорожную карту» визита: четкий маршрут с геолокацией, таймингом, перфомансом, который далеко обходил зловонные гиппократовские болота, затем стремительный въезд в заводское управление, далее макетная презентация очередного плана рекультивации аварии 2017 года и строительства очистных сооружение за счет областного бюджета, на сладкое оставили подсадных жителей, увлекающих внимание ВРИО мелкими поселковыми буднями. И все это ради одного, - отвлечь от ключевой проблемы.
Думается, Русских обо всем этом знал и был благодарен своим прислужникам. Ведь именно такой вариант визита устраивал всех без исключения: хозяев «Гиппократа», его руководство, команду бывшего губернатора и, что главное, - самого ВРИО.
Вот только ни глава региона, ни чиновники не предусмотрели развития иного варианта событий, который заготовил Алексей Куринный, как обычно, испортивший всю малину.
По рассказам свидетелей, он появился, как черт из табакерки, вихрем подхватил губернаторский кортеж и увлек за собой, в ту самую клоаку, которую так тщательно старался обойти Русских.
Дальше вообще все пошло не по плану. При столкновении с реалиями, в VIP-чиновнике вдруг взыграли человеческие нотки. Он, как нормальный и вполне себе адекватный Homo sapiens, очень даже искренне возмутился и взбеленился, выдав такую неожиданно бурную реакцию, на которую, кажется, и сам Куринный не рассчитывал. В общем, рубанул, как говорится, палицей от души. Понятное дело, происшествие сие подхватили и разнесли по миру все СМИ и дело «Гиппократа» обрело новый поворот. Отныне Русских уже нельзя было сказать, типа, ой, извините, я шел к одним, нечаянно попал к другим.
Со всем этим теперь точно надо что-то делать. Вот так, «Гиппократ» стал для ВРИО губернатора моментом истины, хотел он того или нет: назвался груздем, полезай в кузов.
В кузов лезть Русских не очень хотелось и хочется, потому, думается, всей дружной чиновничьей командой, в которую точно не включили Куринного, ночь напролет искали выход из ситуации. Нашли, самый безболезненный: объявили о начале судебной тяжбы с заводом «Гиппократ». Проправительственным СМИ был дан указ, раструбить о решении шефа закрыть завод, не вдаваясь в подробности. Ульяновская область аплодировала стоя.
Однако, повода для радости нет. И это понимает сам Алексей Русских. На кону его «краплёный валет» и будет пал и пропал: он или с треском проиграет навязанную битву, или громко выиграет. Правда, и в том, и в другом случае, лично ему радости будет мало.
Все просто, выиграть – значит нажить себе масштабных врагов, что в ситуации Русских крайне опасно.
Не будем забывать, по слухам, маленький мулловский «свечной заводик» приносит своим хозяевам астрономическую прибыль до 200 миллионов долларов в год.
Для понимания, ООО «Гиппократ» (в прошлом — спиртзавод) создано в марте 1999 года с самарской регистрацией. Согласно данным Kartoteka.ru, совладельцы — Сергей Засухин и Татьяна Рогожина (по 50%), руководство — самарская УК ООО «Центр содействия бизнесу» (ЦСБ, принадлежит Алексею Косареву). До 2009 года 80% компании значилось за Дмитрием Островским, еще по 10% за Оксаной и Людмилой Островскими. Считается, что конечным бенефициаром и сегодня остается Дмитрий Островский. Согласно данным ФНС, по итогам 2020 года основные средства компании составляют 516 миллионов рублей, кредиторская задолженность — 3,851 миллиардов рублей. при дебиторской — 1,533 миллиардов рублей, выручка — 1,986 миллиарда рублей. И это только официальные данные.
Понятно дело, при таких раскладах, остановка и, тем более, закрытие завода в планы его хозяев не входят. И Русских не может этого не осознавать. Только выстрел прозвучал, обратной дороги и возможности отступить уже нет, война началась. Сдержать обещание, брошенное в запале, для Русских теперь дело чести: он или пополнит свой политический кейс в глазах народа триумфом, пусть и пирровым, нажив себе кровных врагов, или проиграет, но враги останутся, изрядно пополнив ряды все тем же народом.
Итог, Русских находит выход: выступить с двумя исками в суд. Первый иск касается приостановления деятельности «Гиппократа» на срок до 90 суток. Второй - о расторжении договоров на сброс сточных вод.
ВРИО губернатора браво для красного словца заявил (цитата):
- Мы должны принять самые жёсткие меры, вплоть до приостановления деятельности предприятия. Компания четыре года кормит всех обещаниями, ничего не делает и вредит экологии.
При всем том, новые два иска лишь пополнят сонм судебных тяжб. Напомним, региональный Минприроды сейчас судится в части восстановления пруда Красотка за счёт частного предприятия, по вине которого водоём пострадал в 2017 году после разлива барды, попавшей сначала в пруд Красотка, где погибла вся рыба, а затем — в пруд Фабричный. Восстанавливать пруды виновные не стали, расходы по рекультивации взяло на себя облправительство, пообещав предусмотреть на это 113 миллионов рублей.
Кстати сказать, по факту загрязнения Красотки изначально было возбуждено уголовное дело по ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды), но и оно сошло на нет. Далее следовал прокурорский иск, датированный 2020 годом, к «Гиппократу» и ИАЦ «Брок» (аффилированной мулловским заводом компании для утилизации отходов) о запрете эксплуатации котловановотстойников, обязании восстановить земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования (сельхозназначение) и понуждении «Гиппократа» восстановить пруды, также претерпел судебное фиаско. Районный суд отказал тогда его удовлетворить, мотивировав это тем, что представленной доказательной базы вины ответчиков недостаточно. Наконец, региональным Минприроды в том же 2020 году направляется иск в арбитражный суд о возмещении вреда из-за прорыва дамбы с суммой ущерба 239 миллионов рублей. Что стало с этим делом, тоже так и не понятно. Профильный министр утверждает, что оно живо, информационная тишь говорит об обратном.
И вот ныне, со слов того же и.о. министра природы и цикличной экономики Ульяновской области Гульнары Рахматулиной, подготовка еще двух исков, теперь уже по поручению Русских, в стадии исполнения. Ко всему прочему, как говорят чиновники природного ведомства, министерство также выходит с иском об аннулировании разрешения потребления воды из пруда Мингулевка. Рахматулина, вторя своему шефу, заявляет, мол, «позиция будет жесткой», о мировых соглашениях теперь и речи более не идет. Ой, ли?!
По мнению специалистов-экологов, мера о приостановке производственной деятельности завода «Гиппократ» на 90 дней больше выглядит полумерой и даже, если иск этот будет удовлетворён в полном объеме, что не факт, результат по итогу ожидается нулевой. Потому подобные действия больше походят на тайм-аут, экстренный пит-стоп в неожиданной развязавшейся гонке войны, взятый ВРИО на время выборной кампании. Тем более, баллы он себе в копилку уже положил с этого, ровно столько, сколько надо. Куринный тоже плюсов заработал, а дальше с ним можно будет договориться, а нет, так заткнуть, если угодно. Когда же все закончится, в принципе, булавой можно будет больше не размахивать, а затем и вовсе слиться с темы, свидетелей же «убрать». Красиво? А то! К этому все и идет.
Вот, коли бы в исковых правительственных требованиях к мулловскому заводу значилась иная формулировка, например, требование о приостановке деятельности предприятия до полного устранения всех нарушений, причем с конкретными сроками, тогда, да, можно было бы ожидать совершенно иной исход. Именно, в этом случае неисполнение решения суда из «кропленого валета» превратилось бы в «козырной туз», став весомым аргументом для инициирования следующего иска, уже о закрытии предприятия.
Так что же будет с «Гиппократом»? Да, ничего. Заплатит очередной штраф и продолжит трудиться.
В этом свете, вполне очевидным становится крах всех надежд, возлагаемых жителями поселка Цемзавод другого района области, Сенгилеевского, на новое региональное руководство аки на спасение. Напомним, ведь именно там, расположена вторая масштабная клоака, «чёртово наследие» морозовской эпохи, где все еще трепыхается жизнь, требующая экстренного вмешательства.
Рискнет ли Алексей Русских открыть второй фронт и ввязаться в войну еще и с сенгилеевским цементным заводом? Вряд ли, кишка тонка. Теперь он будет более осторожен.
В то же самое время, пока мы тут думаем, гадаем, предполагаем, машем палицей и на что-то надеемся, «особо опасные нарушители» мулловский ООО «Гиппократ» и «ООО «Сенгилеевский цементный завод» продолжают свой нелегкий труд. На этом фоне акции Алексея Русских устремились вниз: «кредит доверия» не оправдан и народ больше не пишет в социсетях «Алексей Русских, помоги!».
Регион, кажется, начал трезветь.
Рита ЗЕЛЕНАЯ
Фото взято из свободных источников