Минздрав РФ утвердил новую – 11-ю по счету - версию Временных методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению СOVID-19. Из перечня возможных к назначению лекарственных препаратов исключен гидроксихлорохин.
Осенью прошлого года, когда в России началась вторая, более мощная, волна новой коронавирусной инфекции, это лекарство наряду с другими, рекомендованными в борьбе с ковидом, стало в Ульяновске и практически по всей стране огромным дефицитом. Его остро не хватало в стационарах, невозможно было приобрести в аптеках, больные и их родственники заказывали и добывали препарат, где только могли. Он назывался одним из важнейших для лечения СOVID-19. И вот теперь оказался не нужен. Выходит, не помогал?
Как говорится в сообщении Минздрава, новая методичка подготовлена ведущими российскими экспертами с учетом накопленных научных данных и клинической практики. В ходе работы над каждой версией рекомендаций рабочей группой, состоящей из более 100 российских экспертов различных специальностей, проводится тщательный анализ комплекса данных о результатах исследований и опыте применения лекарственных препаратов. По итогам анализа перспективные и в достаточной степени изученные препараты одобряются для дальнейшего использования, а медикаменты, показавшие сравнительно невысокую эффективность, исключаются из перечня рекомендованных. Так в число исключенных попал и гидроксихлорохин, совсем недавно считавшийся крайне необходимым.
Зато теперь для пациентов, находящихся на стационарном лечении, рекомендовано применение иммуноглобулина человека против COVID-19 в качестве компонента любой из схем противовирусной терапии. Для упреждающей противовоспалительной терапии заболевания у взрослых возможно применение глюкокортикостероида в форме дозированного порошка для ингаляций. Всего в списке возможных лекарственных средств для лечения коронавирусной инфекции сейчас значатся пять препаратов: фавипиравир, ремдесивир, иммуноглобулин человека против COVID-19, интерферон альфа и умифеновир.
Часто меняющиеся рекомендации лишний раз говорят о том, что человечество еще очень мало знает о новой болезни, ее распространении, последствиях и возможных сюрпризах, которые она способна преподнести.
Владимир Самарин