Российское движение школьников (РДШ) выяснило литературные предпочтения своих сверстников, желающих, как оказалось, исключить из школьной программы ряд произведений русских авторов и добавить в нее иностранных.
В целях своего исследования РДШ опросило две тысячи учащихся, выявивших лидера литературного антирейтинга. Им оказался роман Льва Толстого «Война и мир», который респонденты назвали «слишком большим» с «тяжелым слогом», «излишними описаниями окружающей обстановки» и непонятным для школьного возраста. За «Войной и миром» идет повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба». Ее школьники хотели бы убрать из программы за чрезвычайную жестокость. За «Бульбой» следует повесть Ивана Тургенева «Муму», над которой, по признанию опрошенных, многие из них плакали, что «негативно повлияло на их психическое состояние». В неугодных и роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», как чрезмерно мрачный. Много в ответах респондентов говорилось и о романе нашего земляка Ивана Гончарова «Обломов», который школьники считают «затянутым и скучным».
Признаться, кроме «Войны и мира», который я прочитал и оценил будучи уже взрослым, мои впечатления от остальных из перечисленных произведений схожи с впечатлениями современных школьников. У меня никогда не возникало желания перечитать повесть «Тарас Бульба», которая мне тоже казалась сверхжестокой, и меня не впечатлил такой патриотизм, когда Бульба-старший собственноручно убивает своего младшего сына Андрия, влюбившегося в польскую княжну и перешедшего к полякам. Разве не было для исполнения казни других людей? Да и суда над Андрием никакого не было, и расстрел Тарасом сына был, на мой взгляд, гольным самоуправством и даже самодурством. Тем более что казаки, бывало, и сами служили польскому королю, если это оказывалось более выгодным делом. Точно так же я никогда не перечитывал тургеневское «Муму» и не понимал, в чем прелесть этой повести, как и того, зачем Тургенев ее написал. Роман «Преступление и наказание» сейчас кажется мне просто вредным, поскольку Достоевский проповедует в нем, что и убив, можно стать счастливым, как стал им, уверовав в Бога, Родион Раскольников. То есть как бы ничего страшного, если убил, ведь в конце обрел покой и радость в вере. Ну и правда - роман очень мрачный.
«Обломова» я пытался перечитать, но не смог, не пошло. Может, темп жизни сегодня уже не тот, но роман с его неспешными описаниями быта и переживаний Ильи Ильича на настроение не ложится. Нравятся в нем лишь отдельные реплики героев. Опрошенные РДШ школьники не просто предлагают исключить указанные произведения из учебной программы, но и сократить вообще в ней объем русской литературы и дополнить зарубежной. Они признали, что читают о приключениях Гарри Поттера. Еще читают американского писателя Рэя Брэдбери - в частности, его роман «451о по Фаренгейту», роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» и так далее. Этих и им подобных авторов они и хотели бы изучать в школе. Выбор, кстати, очень достойный, особенно Брэдбери и Уайльда. Пожелания ребят, правда, сильно расходятся с политикой российской власти, нацеленной на международную изоляцию нашей страны и нас вместе с ней. Поэтому ведь, скорее всего, была отменена обязательность выпускного экзамена по иностранным языкам. Чтобы варились в собственном соку, который в изоляции быстро, думаю, закиснет.
Сергей КУЗНЕЦОВ