Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Разбор по составу еще предстоит

   Сергей Морозов заявил об отставке 8 апреля, но на сайте губернатора и правительства Ульяновской области за целый день так и не появилось сообщения об этом, а сразу – новость о назначении врио губернатора, которым стал Алексей Русских. Официальная лента в тот день была заполнена традиционным рекламным позитивом, но ни у кого в пресс-службе не поднялась рука написать, что Морозов – всё, больше не губернатор. Интересно, что это было – шок или инерция лояльности? Впрочем, в течение суток все наладилось: вал информационного позитива не снизил накала, просто теперь сообщения начинаются со слов – «Врио губернатора Ульяновской области…» Как будто и не было у нас губернатора Морозова. Информационная трясина без лишнего всплеска сомкнулась над головой ушедшего.

   Впрочем, и сам он сказал в напутственном слове бывшим подчиненным: «Без разницы, кто и каким образом стоит во главе структур». В переводе на язык политологов – институты важнее людей. В случае плохих, недоразвитых или извращенных институтов, как у нас, это ничуть не менее верно. И все же за 16 лет безостановочной деятельности Сергей Иванович вошел в ритм, набрал инерцию, которую оказалось невозможно выключить даже указом президента. Поэтому на следующий день после отставки Морозов продолжил работать по губернаторскому графику: проводил совещания, возлагал цветы, что-то посещал и контролировал. Хорошо, если он тем самым помогал и.о. губернатора в переходный период, но полагают, что он просто не смог остановиться. В том числе продолжил свой фирменный рекламный креатив: «Я ставлю перед собой цель сделать Ульяновскую область великой территорией, которой она была в царское и советское время». Разберите это предложение по составу и насладитесь его изяществом, особенно в контексте состоявшейся отставки.

   Нельзя сказать, что отряд чиновников не заметил потери бойца. Многие члены команды, а также «свои» предприниматели и провластные общественники сочли за благо выступить в соцсетях с изъявлением благодарности и прочими дифирамбами. Эти люди решают возникший когнитивный диссонанс в пользу «бывшего» и лояльности к нему. Но для чиновников как технических исполнителей, винтиков бюрократического аппарата, откровенно политическое поведение в условиях смены руководства – стратегия вряд ли разумная.

   Уличные опросы почти индифферентны и по-Сократовски уклончивы (или мудры?): ну да, говорят люди, наверное, Сергей Иваныч был не самым плохим главой региона, но уже хочется кого-то нового, а в целом вряд ли что изменится. Зато пафос комментариев на «Улпрессе» и на некоторых других ресурсах в интернете – это предвкушение будущих антикоррупционных уголовных дел. «Добрые самаритяне» из Симбирска предлагают шортлист кандидатов на посадку, вожделеют отправить олигархов, приближенных к Морозову, за решетку и на нары. Сочувственные комментарии – мол, мужик за 16 лет много сделал – здесь редки.

   Морозову предложили работать помощником полпреда президента в ПФО, и он согласился. Можете представить себе амбициозного губернатора в роли помощника хоть кого? Это даже не понижение, а унижение. При таком раскладе Морозов выпадает из региональной повестки. Он уже изъявил «огромное желание избираться в Государственную думу», чтобы сосредоточить силы «на представлении интересов региона на федеральном и международном уровнях». Но без дармового и мощного информационного ресурса его за полгода забудут. По одномандатному округу он вряд ли рискнет пойти. Ожидается, что он возглавит региональную часть партийного списка «Единой России», чей рейтинг в области запредельно низок. (Простейший пример: когда, например, подчеркивают, что областной бюджет вырос в десять раз, забывают сказать, что за тот же период квартплата в Ульяновске выросла в двадцать.) Не забудем также, что новый врио губернатор аффилирован с КПРФ.

   Обозреватели пишут, что Морозов не расстался с мыслью о том, чтобы попытаться вновь занять кресло губернатора. Было бы правильно, если бы он выдвинулся в губернаторы самостоятельно. Во-первых, конкуренция – это хорошо. Во-вторых, сбор подписей в поддержку измерил бы его истинную популярность в народе. В-третьих, мы бы посмотрели, способен ли самовыдвиженец пройти так называемый муниципальный фильтр без указки из Белого дома.

   Сегодня пишут, что с отставкой Морозова ушла эпоха. Вспоминать ее будут по-разному. Одни будут говорить про инвестиции и ветропарки, поддержку культуры, другие – про «день зачатия», переименование площади Ленина, безумную застройку, уголовные дела в отношении министров. Самым эпохальным в период Морозова была, конечно, его пропаганда. Это был самый пиаровский губернатор в истории области после Горячева.

   Оставляя истории судить, хорошо или плохо правил Морозов, обозреватели неизменно указывают на важный символический итог его правления – уничтожение бывшего кинотеатра «Родина», красивого здания в стиле советского ампира. Разрушение его началось в день отставки, и конец эпохи Морозова в головах людей отныне будет символически связан с руинами «Родины». Последний пиаровский ход оказался неудачным.

   Подробный же разбор эпохи Сергея Морозова по составу еще предстоит. Как говорил классик, о сколько нам открытий чудных…

Сергей ГОГИН