Первая чеченская война. Город Грозный
Москва перебрасывает войска к границе с Украиной - под тем предлогом, что Украина собирается решать вопрос Донбасса, чего Москва не допустит и встанет на защиту населения самопровозглашенных народных республик, среди которого немало людей с российскими паспортами. На этом теперь делается упор.
В общем, схема у нас все та же - такая, какой она была в ситуации с Южной Осетией. Осетинам тогда тоже навыдавали наших паспортов, а в августе 2008 года для защиты российских миротворцев и других граждан России из числа гражданского населения ввели в эту часть Грузии свои войска. Началась российско-грузинская война, в результате которой Южная Осетия была выведена из состава Грузии и превращена как бы в независимое государство, никем в мире, кроме России, не признанное. Такой же фокус был повторен с Абхазией. Теперь на очереди украинский Донбасс.
Слухи о том, что Москва готовится признать ДНР и ЛНР, а потом, возможно, откликнувшись на их просьбу, включить «республики» в состав России ходят давно. Убив этим включением сразу как минимум двух зайцев. Во-первых, сгенерировав всплеск патриотизма среди россиян и повышение рейтинга власти. А во-вторых, застолбив территориальный конфликт в Украине, блокировать ее вступление в НАТО, поскольку устав этого альянса не предусматривает принятие стран, имеющих неурегулированные территориальные споры. Мотив вступления наших частей в Донбасс готовится также привычными методами, среди которых главная роль отводится оголтелой антиукраинской пропаганде. Об «участившихся обстрелах народных республик» с территории Украины, о «гибели детей» и тому подобных «зверствах Киева», хотя беспилотник, убивший четырехлетнего ребенка, о чем наше телевидение говорит особенно много, мог быть запущен и внутри самих ДНР и ЛНР. Поди теперь проверь. Короче, пока все идет к тому, что Донбасс будет взят под «российскую защиту», то есть на полное обеспечение Москвы.
Но эта часть Украины по своей нынешней роли уподобляется Чеченской республике 90-х годов, когда она решила стать самостоятельной. При Джохаре Дудаеве. В декабре 1994 года Москва бросила на нее свои вооруженные до зубов части, превратившие, в частности, город Грозный в груду кирпичей, и унеся жизни как многих чеченцев, так и военнослужащих российской армии. Завершила разгром «чеченских сепаратистов» вторая чеченская война - уже при Владимире Путине. И даже если бы Киев по отношению к Донбассу пошел по этому пути, Москве нечего было бы ему возразить. Ситуация Чечни и Донбасса отличаются лишь тем, что, допустим, Турция не выступила в 90-х гарантом безопасности чеченцев и не ввела на ее территорию своих военных, а Россия почему-то считает себя вправе делать это по отношению к украинским областям. Турция же - член НАТО, и если бы она вмешалась в чеченскую заварушку, России пришлось бы иметь с НАТО дело уже тогда. Но и Турция, и НАТО считали, видимо, что сепаратизм - это внутреннее дело государства, и при всей критике российской политики на Кавказе, остались в стороне. Они и сейчас так считают, полагая, что России не следует вмешиваться в разборки Киева со своими сепаратистами, но Москва с некоторых пор решила почему-то иначе, создав напряжение и в Украине, и в Европе.
Я лично думаю, что остановить таким образом вступление Украины в НАТО не удастся, и что именно сейчас Киев к НАТО стоит куда ближе, чем стоял даже пару недель назад. И все благодаря переброске наших войск и их учениям, развернувшимся по всей стране. Киев и НАТО воспринимают это как угрозу, что их во многом и сближает. Словом, этой демонстрацией военных мускулов Москва рискует добиться прямо противоположного тому, на что она надеется.
Василий МЕЛЬНИК