Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Там, за горизонтом

2011 год. Ульяновск к взлету готов. Спустя десять лет все хорошее по-прежнему впереди, где-то за линией горизонта

   Власть снова предлагает обсудить, как будем взлетать

   Центр стратегических исследований (ЦСИ) Ульяновской области опубликовал проект документа, в котором подробно расписано, каких успехов мы должны достигнуть через десять лет, и предлагает населению обсудить это.

   Кластерное развитие в деле

   Моду на долгосрочные планы завела федеральная власть, а региональная пишет свои проекты «во исполнение». Уследить за этими планами сложно. Наверняка многие помнят, что была такая «Стратегия-2020» с упором на кластерное развитие экономики региона. В 2010 году в Ульяновске даже проходил форум «Стратегия-2020», на который приезжали федеральный эксперты перенимать наш опыт. Но потом никто не спросил, что в результате вышло из этого кластерного развития. Какие плоды, например, дал авиационный кластер или туристический (они особенно были на слуху)?

   Слово «кластер» как-то постепенно ушло из обихода, а «Стратегию-2020» за пять лет до наступления часа Х, когда было бы логично подвести итоги и отчитаться о результатах, перекроили в «Стратегию-2030» (Постановление «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года» (от 13 июля 2015 года N 16/319-П). И все светлые достижения снова отодвинулись куда-то за горизонт.

   В конце марта ЦСИ предложил к обсуждению «проект распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года». То есть как будто прежнего и не было, власть строит планы заново, потому что какие-то распоряжения упразднены, зато появились новые указы президента РФ.

   Текст нового документа занял 263 страницы, воспринимать его сложно не только из-за особенности языка, но и потому, что в нем мало сцепок с реальностью. Его обсуждение завершается уже 11 апреля, то есть в нынешнее воскресенье, и наверняка среди простых жителей региона, которых куда больше интересуют не планы, а результат, нашлось немного желающих познакомиться с ним. Мы предлагаем несколько тезисов из проекта новой стратегии, чтобы в общих чертах был понятен уровень падения региона и уровень его притязаний.

   Роди, да еще патриота

   Задача номер один на ближайшие десять лет – сохранение и преумножение населения. Пока мы людей стремительно теряем, и потому что показатели смертности вдвое превышают показатели рождаемости, и потому что наши земляки все чаще выбирают для жизни другие регионы. По официальным прогнозам, в 2021 году население Ульяновской области уменьшится на 11 тысяч человек. Дальше будет еще хуже, потому что женщин, которые вступают в детородный период значительно меньше тех, которые рожают сейчас. В связи с этим предлагают стимулировать рождаемость разными методами. Эту задачу и прежде ставили, только продвинулись в ее решении мало. По данным Росстата, сейчас среди ульяновских семей с детьми 72 % - это семьи с одним ребенком, 24,7% - с двумя. И только 3,3% семей воспитывают троих и более детей. Почти в трети всех семей нет отцов, только мамы и дети.

   Любопытно обстоят дела со средней продолжительностью жизни в регионе, которая с 2012-го по 2020 год держится приблизительно на одном уровне – 70, 6 лет. С 2020 года по 2025-й по планам этот показатель резко увеличится сразу на пять лет, а потом еще на два с лишним года. В итоге к 2030 году средняя продолжительность жизни в регионе достигнет почти 78 лет.

   Другой пример запланированного прорыва – на ниве борьбы с бедностью. Известно, что на протяжении многих лет доля ульяновцев, которые живут за чертой бедности, неуклонно растет. И если судить по цифрам, представленным в самом документе, в 2021 году тенденция сохранится (доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 году – 14,9%, в 2021-м – 17,6%). Но к 2030 году этот показатель должен снизиться в два с лишним раза – до 7,6%. С чем связан такой блестящий результат, сложно сказать. Но вот такие планы.

   Чтобы население Ульяновской области не убывало, регион собираются сделать привлекательным «для развития карьеры». Здесь подразумевается карьера не только ульяновцев, но «потенциальных высококвалифицированных мигрантов». Легко нарисовать такое в документе, но на деле либо никто последние лет 20 не ставил таких задач, либо они невыполнимы. Тем не менее 70% молодежи через десять лет по планам будут довольны условиями, созданными в Ульяновской области для самореализации. Правда, в этом случае речь идет об опрошенной молодежи, а не о всех подряд.

   К взлету готов!

   В целом удовлетворенность населения уровнем социальной справедливости в Ульяновской области к 2030 году достигнет 70% (в 2017-м - 40%).

   А теперь о планах пунктиром, потому что дальнейшее погружение в их перечень может и наскучить. Что касается общественного транспорта, то к 2030-му количество пассажиров электротранспорта должно вырасти на 20%, а количество жителей региона, довольных организацией транспортного обслуживания, достигнет 70%.

   О здоровье. Через десять лет по планам 70% населения региона будет постоянно заниматься физкультурой и спортом (сейчас якобы доля физкультурников среди населения - 43%). Обеспеченность врачами на десять тысяч населения вырастет на десять позиций. Перечень медицинских учреждений, которые должны построить или капитально отремонтировать на территории региона внушителен, но вот что касается строительства ковидного госпиталя, о котором в нынешнем январе власть заявляла весьма решительно, то оно обозначено только в дальней перспективе – до 2030 года. Финансирование этого проекта в отличие от многих других не просматривается.

   Идем дальше: уровень удовлетворенности качеством государственных и муниципальных услуг через десять лет в Ульяновской области поднимется до отметки в 95%. Но в этом деле доработать осталось всего ничего. Как следует из текста документа, 90% населения региона и сейчас довольно качеством этого сервиса.

   И наконец, доля государственных решений, принятых при участии представителей гражданского общества, к 2030 году достигнет 95%. Сейчас, по мнению власти, этот показатель плавает на уровне 70%, что тоже немало.

   Словом, Ульяновская область остается себе верна: все лучшее – в планах, к взлету готова. Кстати, многие ли сейчас вспоминают, что в 2011 году наш регион первым в России обрел свой собственный символ (стилизованную букву «У», которая символизирует взлетающий самолет) и бренд («Регион, готовый к взлету», как вариант - «Ульяновская область - на взлет»). Тогда писали, что у разработчиков бренда была идея посмотреть на Ульяновскую область со стороны: кризисные явления преодолены, ресурс для роста накоплен, новые проекты запускают двигатели на полную мощность... Это было то самое время кластерного развития, столичных амбиций и вообще больших планов. С тех пор минуло десять лет.

Анастасия АЛЕКСАНДРОВА
Фото Владимира Никитина