ЧП в Суэцком канале, где крупнейший в мире контейнеровоз застрял и на несколько дней перекрыл путь морским судам, вселило было надежды в российское руководство, но надежды быстро растаяли, да и были призрачными.
Судно с названием «Ever Given» настолько большое (400 метров в длину) и так высоко было нагружено контейнерами с самыми разными товарами, что дувший сильный ветер развернул его, и оно застряло, сев на мель и перегородив канал от берега до берега. За дни сидения этого морского гиганта на мели на пути из Средиземного моря в сторону Индийского океана и в обратном направлении скопилось несколько сотен судов, везших все на свете - от туалетной бумаги до сырой нефти. Затор вызвал немедленный рост цен на нее, что привело в оживление российских комментаторов, начавших предсказывать, что на разблокировку канала уйдет несколько недель, за которые грузоотправители понесут гигантские убытки. В связи с этим приводилась примерная сумма потерь - до 10 миллиардов долларов в сутки. И горячо высказывалась мысль, что инцидент с «Ever Given» заставит грузоперевозчиков искать альтернативные маршруты из Азии в Европу.
Это либо в обход Африки - мимо мыса Доброй надежды, либо железнодорожный - скажем, с использованием нашей транссибирской магистрали. И есть же еще Северный морской путь! - восклицали говорящие головы в телеэфире. Это маршрут вдоль арктического побережья России, совершенно, дескать, безопасный, где, в отличие от южных маршрутов, нет ни одного пирата, и где возможно сопровождение танкеров и грузовых плавсредств российскими ледоколами. В общем, добро пожаловать со своими грузами к нам в Арктику и через нее - в Европу или, наоборот, в Азию. И Северный морской путь действительно перспективнейшая вещь, золотое дно, если бы в умных руках. То есть если бы наша политика в отношении того же Евросоюза была доброжелательной, когда Европе не было бы противно пользоваться нашими транспортными услугами и платить нам за них гигантские деньги, сравнимые с теми, что получает от эксплуатации Суэцкого канала Египет.
Но Египет открыто ни с кем не конфликтует, и Западу не зазорно пользоваться этой его сверхважной для экономики мира транспортной артерией. Не то с Россией, оказавшейся к сегодняшнему дню в ссоре как минимум со всеми странами Европы, Северной Америки, Австралией, Новой Зеландией, с НАТО, над руководством которого наши откровенно издеваются, с Евросоюзом, как единым сообществом. То есть рассобачились фактически со всеми интересантами морских перевозок, для части из которых северный маршрут из Азии мог бы быть короче и дешевле. Например, для Канады. Однако с Канадой Москва тоже на ножах, и от нас если что и исходит, то бесконечные реляции о выпуске новых видов вооружений, их испытаниях и поставках в войска. И обещания уничтожить любого противника, какие бы ракеты он ни использовал. Ну и прочее.
Словом, мир видит подготовку Москвы к войне. С кем - не называется, но явным противником и врагом заведомо считается Запад, все те страны, которые и являются как раз активными грузоперевозчиками. И эти страны тоже знают о своем месте в системе координат Москвы. И зная, на Северный морской путь не перейдут. Во-первых, из недоверия к нашей политике. Во-вторых, из нежелания пополнять наш бюджет, львиная доля которого тратится на милитаризацию и вражду с Западом. Чтобы ты был нужен всем, со всеми нужно жить в согласии, как Египет. Или как Швейцария. Тогда к тебе все придут и принесут свои деньги. По-другому не бывает. «Ever Given», к слову сказать, египетским инженерам удалось довольно быстро снять с мели и открыть движение. Власти Египта обещали модернизировать инфраструктуру канала, чтобы подобных ситуаций впредь не допускать. И они наверняка сделают это быстро и качественно, как и было до сих пор. А мы останемся и дальше лелеять свои танки, ракеты и ненависть ко всем.
Юрий КАШИНСКИЙ