Куда исчезло уважение к учителям?
Недавно в местных телеграм -каналах была ретранслирована высказанная одним из чиновников инициатива создания на уровне Российской Федерации института уполномоченных по правам педагогов. Сообщалось, что Ульяновская область готова войти в состав рабочей группы по проработке данного вопроса. Нужна ли такая структура, есть ли на это деньги в бюджете и чем конкретно она будет заниматься?
Напомним, что первый шаг к усилению правовой помощи педагогам в Ульяновской области был сделан учреждением должности советника по правовому просвещению педагогических работников. Эта должность находится в структуре регионального Министерства просвещения и воспитания. Уже известно, что действует горячая линия, начата работа по сопровождению педагогов в судебных органах, а в ближайшее время планируется организация мероприятий, направленных на просвещение в части соблюдения их трудовых прав.
Да, иногда учителю, действительно, нужна правовая помощь в отставании своих прав перед администрацией школы или перед учениками и родителями. Но почему в этом им не могут помочь те, кто призван помогать всем другим, то есть адвокаты, полиция, прокуратура? Нужен ли ещё один общественный институт уровня РФ, чтобы в школе был порядок? Есть ли в бюджете деньги, чтобы в школах, где из-за низкой зарплаты недобор учителей-предметников, появились ещё какие-то штатные единицы, которые будут дублировать работу юристов?
Очевидно, что конфликт учителя с «самодуром – директором» закончится, с помощью юриста или без его помощи, увольнением учителя. По собственному желанию. Никакой уполномоченный не сможет восстановить испорченные конфликтом отношения в коллективе. Что же касается конфликтов между учителями, детьми и их родителями, то тут надо, в первую очередь, подумать о другом.
Все мы учились в школе. И все помним, что одни педагоги без рукоприкладства и повышения голоса могли призвать к порядку даже самого страшного хулигана, стоявшего на учёте в детской комнате милиции, другие, как ни старались, как ни кричали, как ни пытались заставить класс замолчать, вызывали лишь смех. Дело тут, как нам представляется, не в отсутствии юридических знаний у педагога, а исключительно в его профнепригодности. Антон Семёнович Макаренко мог справляться с сотнями малолетних воров, убийц и проституток. Кстати, поначалу даже вооружённых. А современные учителя рассказывают о том, как им трудно находить общий язык со вполне себе среднестатистическими детьми и подростками. Не спорим, что детей в последние десятилетия чаще знакомят с их правами, а обязанности остаются при этом в тени, о них просто вскользь упоминают. И педагогу приходится находить методы, приемы обучения вот таких переполненных правами учеников, воспринимающих его иногда как обслуживающий персонал. Свою лепту в неуважение к учителям вносят и родители, нелестно отзывающиеся о них в присутствии ребенка. Естественно, в его глазах значимость учителя, которого обсуждают в таком тоне близкие люди, резко падает.
Чтобы это исправить, нужно сделать так, чтобы статус педагога непременно внушал уважение. Почему-то сейчас, когда говорят о потере уважения к учителю, последние оправдываются низкой зарплатой. Разве уважение зависит от зарплаты? И уважаемому учителю, и неуважаемому расчет зарплаты происходит по одинаковой схеме. Уважение вызывает знающий, справедливый, добрый, отзывчивый и в то же время строгий учитель, а не тот, кто больше получает в силу каких-то преимуществ (стаж, квалификация и т.д.). Человек, предоставляющий образовательные услуги, «урокодатель» никогда не вызовет чувство преклонения, почтительность; его уроков не ждут, их просто просиживают. Уважение, как и все в этой жизни, не даётся просто так.
Поэтому, наличие диплома учителя – это ещё не «панацея». Учителю, как и сантехнику, министру, президенту, комбайнеру, уборщице, продавцу нужно суметь заслужить уважение. Как коллектива, так и детей и их родителей. А родителям не помешает вспомнить, что задача школы - образование детей, а воспитание детей — это, прежде всего их, родителей, обязанность. И, если ребенок хамит учителю, задумайтесь, а не научился ли он этому от вас, потому что дети как губка впитывают поведение окружающих. Администрации же школы нужно в случае конфликтов занимать нейтральную позицию, а не «рубить шашкой» по слабому звену - учителю. Тогда и правозащитники не понадобятся.
Михаил Жихарев
Фото: https://afisha7.ru/buinsk/prochie/3117955mk