Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Истории родного края

Пора отпусков в самом разгаре. Путешествовать хочется, но часто на это в наше непростое время не хватает денег и времени. Однако, есть очень красивые и буквально пронизанные историей места не так далеко, как вам кажется. Мы продолжаем рубрику о необыкновенных местах Ульяновской области, которые по своей красоте и духовному наполнению могли бы посоперничать с самыми топовыми местами паломничества туристов.

Сегодняшняя история многим покажется невероятной, однако проехав в село Старая Бесовка Новомалыклинского района вы можете убедиться, что мы её не придумали. Эту историю нам рассказали местные жители, чуть позже мы ознакомились с ней в школьном музее этого села.

В XVIII веке мордва симбирской губернии в большинстве своём ещё не приняла христианства и жила, хоть и в составе Российской империи, однако, поклонялась своим языческим богам. Православные миссионеры путешествовали по мордовским селам, убеждали принять христианство и это понемногу получалось. В 1750х годах население Бесовки почти поголовно приняло христианство. Было принято решение о строительстве сельской церкви. Однако, стройка «не пошла». То природные катаклизмы, то небрежность рабочих, то ещё какие-то случайности мешали строить. Суеверные умы сельчан усмотрели в этом некое противодействие Высших сил. Был объявлен всесельский сход, на котором старейшины и молодёжь приняли решение: «Чтобы боги не мешали строить храм новому Богу, нужно принести им жертву». Причём жертву человеческую. Для таких нужд тогда использовали невинных незамужних девушек. Между семьями, где таковые имелись, был проведён жребий. Перст судьбы указал на двух братьев. У них были юные дочери, которые сгодились бы для подношения богам.

Но братьям стало жаль домочадцев и они заверили общину, что найдут нужную девушку за пределами села.

Они уехали достаточно далеко, на территорию нынешней Самарской губернии и там, в селении Томылкино (ныне Садовка) выкрали девушку по имени Снальтё.

В селе ей оказали большой почет. Её вымыли в бане, нарядили в красивые одежды. Сама девушка была спокойна, она думала, что её выдадут замуж, воровство невест у язычников было тогда обычным делом.

Снальтё привели к яме, на месте которой должно было появиться церкви.

Внезапным ударом кола в спину ей перебили позвоночник и столкнули вниз. Девушка была жива, как рассказывают в Бесовке, несколько дней. Она прокляла село и людей, живущих там. На село она призвала пожары, а людям посулила, что лошади у них водиться не будут. Нужно отметить, что предсказания сбылись и село несколько раз за свою историю выгорало полностью, а лошади, действительно, перестали водиться. До самого появления тракторов земля обрабатывалась вручную. Лошади, даже взятые напрокат в других селах, в Бесовке ломали ноги, заболевали, гибли.

Церковь все же была построена. Она просуществовала до советских времен, в 20е годы 20 века её сожгли. Ныне на месте церкви стоит крест. Приезжающий сюда священник в молитве об усопших упоминает девушку Снальтё. Местные бабушки, проводя обряды для привлечения дождя или молясь о том, чтобы скот или людей не трогали инфекции, часто обращают молитву к «девушке Снальтё», умоляя её о прощении за то, как бесовцы поступили с ней.

Многим эта история покажется невероятной. Однако, именно так её рассказывают сейчас. Записи этого предания хранятся в школьном музее. Кстати, в окрестных селах довольно много интересных объектов, которые тоже следовало бы посетить: Дом-усадьбу крестьянина Малова в Нижней Якушке, районный историко-краеведческий музей, Утиное озеро близ Средней Якушки. Кстати, там можно встретить несколько видов лебедей, и других краснокнижных птиц.

Не расходуйте лето на то, чтобы валяться на пляже или диване. Путешествуйте и познавайте свой регион и свою страну!

Пётр Иванов

Фото из личного архива автора