Рекультивировать или рубить?
Рекультивация Винновской рощи с целью очистить эту знаковую для нашего города особо охраняемую природную территорию (ООПТ) от загрязнения нефтепродуктами превратилась в очередную местную эпопею непонятно чего. Пожалуй, за все время своего существования Винновка не видела таких недоразумений. По многомиллионному контракту требуется срезать в роще загрязненный нефтепродуктами грунт, вывезти его на утилизацию и доставить новый, чистый. Сегодня работы не укладываются в срок, зато для них потребовалось снести в ООПТ более двух сотен деревьев – чтобы возить грунт на самосвалах. И уже девять месяцев речь больше идет о рубке, чем о рекультивации.
В прежние годы, напомним, долго велись споры насчет того, откуда в Винновской роще, признанной региональным памятником природы, возникают нефтяные загрязнения. Нефтепродукты периодически появлялись в местных ручьях и стекали в Волгу. Из какого источника появлялись – непонятно. Нефтяное месторождение там вроде бы отсутствует, нового Кувейта не просматривается. Путем умозаключений и анализа «темных пятен истории» специалисты и чиновники пришли к выводу, что самая реальная версия – о подземной нефтяной «линзе», образовавшейся на территории проходящей рядом железной дороги. Возможно, «линза» возникла в результате давней аварии цистерны с мазутом иди еще чем-то подобным. О случившемся особо не распространялись, но по прошествии времени в Винновской роще стали появляться посторонние нефтепродукты. Впрочем, происхождение их из неведомой «линзы» так никто окончательно и не подтвердил. Зато, когда на ликвидацию накопленного в ООПТ вреда удалось выбить 256 миллионов рублей, дела разгорелись.
Возник проект насчет того, что грязный грунт требуется срезать, вывезти и завезти новый – для оздоровления природного комплекса. Ряд специалистов, правда, предполагал, что это может еще больше навредить роще, что она спососбна самоочиститься и не факт, что после рекультивации нефтепродукты не появятся на территории ООПТ снова. Однако, на кону стояли 256 миллионов, и «пошла писать губерния». Конкурс среди подрядчиков на ликвидацию накопленного вреда выиграло АО «ТСНРУ» с московским юридическим адресом. Привлекло к работам субподрядчиков. А вскоре возник вопрос о сносе в роще субподрядчиком большого количества деревьев – якобы аварийных.
Часть специалистов уверена, что деревья мешают исполнителям прокладывать дороги в роще, необходимые для ускорения вывоза грунта - сроки поджимают. Работы предусмотрено завершить до конца 2023 года. Хотя в СМИ неоднократно проходила информация о том, что, согласно проекту, при рекультивации природного памятника «Винновская роща», должен использоваться только ручной труд с применением малогабаритной техники и средств малой механизации. То, что рубка деревьев и кустарников проектом рекультивации Винновской рощи не предусмотрена, как и использование тяжелых самосвалов с экскаваторами, не раз публично отмечал общественный инспектор министерства природы Ульяновской области Дмитрий Тарасов. Тем не менее, вопрос о вырубке поднимается с завидными настойчивостью и постоянством.
Первая попытка субподрядчика получить порубочный билет на снос 289 деревьев была предпринята в декабре 2022 года. Но тогда областное министерство природы заявило, что никакой рубки не предусмотрено, и без его согласия разрешение выдано не будет. Однако, уже в апреле 2023 года позиция министерства почему-то изменилась. На заседании аграрного комитета Законодательного Собрания региона министр природных ресурсов и экологии Гульнара Рахматулина сообщила, что разрешение будет выдано. Тем не менее, городское управление охраны окружающей среды после вмешательства в ситуацию депутатов ЗС в выдаче порубочного билета отказало. После третьего захода субподрядчика управление все-таки оформило разрешение на снос 229 деревьев, но под другим соусом. В документах появилось понятие ландшафтной вырубки, что вроде бы не имеет отношения к рекультивации и в особо охраняемых природных зонах разрешено. Вопрос был согласован с областным министерством имущества и архитектуры. Впрочем, оказалось, что речь идет о тех же самых деревьях, которые субподрядчик хотел убрать для проведения работ по рекультивации рощи.
На сей раз в ситуацию вмешалась уже природоохранная прокуратура, усмотревшая при выдаче порубочного билета нарушение административного регламента. Мэру Ульяновска и в региональное министерство имущества и архитектуры прокурором направлены предписания об устранении нарушений законодательства. Остается, правда, вопрос: если нарушения регламента будут устранены, то порубочный билет будет запрошен в четвертый раз? И получен, в конце концов? Впрочем, сейчас, по свидетельству очевидцев, мешающие прокладке дороге в роще деревья все равно убираются. Может быть, она действительно загущена, но как-то всё делается не по-людски. Недаром разобраться со сносом зеленых насаждений в Ульяновске (по -другому, правда, поводу) поручил недавно своем ведомству глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Речь о тополях на проспекте Генерала Тюленева.
А обратить внимание на текущее положение дел в Винновской роще намерены и аграрный комитет ЗС, и Общественная палата региона. Вон сколько инстанций при деле. Только многострадальная роща всё никак не очистится.
Виктор Гончаров
Фото: ulnovosti.ru