Власть, кажется, нашла основных расточителей областного бюджета. Это – сельские педагоги. Они, по разным оценкам, ходящим в облправительстве, получают за год от 20 до 40 млн рублей больше положенного на компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг, которая им предоставлена региональным законодательством. Теперь эту социальную поддержку хотят урезать.
О подготовке таких изменений в закон «СК» недавно уже сообщал. Законопроект постепенно дозревает: в начале декабря его одобрили на заседании областного правительства и внесли в Законодательное Собрание.
Напомним, для сельских педагогов в Ульяновской области установлена ежемесячная компенсация на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилья, чтобы как-то стимулировать их работу в провинции. Сейчас размер этой компенсации не ограничен: людям, по предоставлению соответствующих документов, оплачивают 100 процентов фактически понесенных расходов. Но, проанализировав ситуацию, областное министерство соцзащиты пришло к выводу, что есть основания предполагать злоупотребления со стороны части педагогических работников в сельской местности, так как у ряда получателей годовые льготные выплаты превышают 100 и даже 500 тысяч рублей. По словам выступившего на заседании облправительства представителя минсоцзащиты, существуют предположения, что сельские педагоги используют льготы по коммуналке для освещения и отопления теплиц, бань, помещений для скота и птицы, потребляют электроэнергию и газ в производственных целях, на освещение внешних территорий, перепродают ресурсы третьим лицам. Как они умудряются перепродавать кому-то ресурсы, не совсем понятно: подключают соседей к своим электросчетчикам что ли? Тем не менее для размера компенсации предложено установить в будущем верхний предел.
Сначала в проекте поправок фигурировали такие цифры: не более 1150 рублей ежемесячно в летний период и не более 5250 рублей зимой. К заседанию правительства цифры все-таки подросли: с июня по октябрь включительно педагогам, проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, предлагается выплачивать не более 1500 рублей в месяц, с ноября по май – не более 8500 рублей. При таких суммах годовые выплаты за ЖК-услуги учителю не будут превышать 67 тысяч рублей в год.
Это означает, что ограничения затронут 12 процентов сельских педагогов, оформивших льготу. Сегодня, по данным минсоцзащиты, компенсацию получают 13200 педагогических работников Ульяновской области. У 1580 из них годовой размер превышает 67 тысяч рублей. Свыше 100 тысяч рублей в год получали 172 человека, свыше 120 тысяч рублей – 79.
Что тут сказать? Многие, наверное, просто порадуются, что часть сельских учителей получали существенные компенсации за ЖК-услуги при своих невысоких доходах. Законно получали или как-то мудрили, подавали для оплаты не те бумаги? В этом, по большому счету, должны разбираться правоохранительные органы, в каждом конкретном случае, чтобы обвинения не были голословными. Ведь что такое превышающие «потолок» 68 тысяч рублей в год за жилье, отопление и электричество? Это в среднем 5700 рублей в месяц. А при 100 тысячах рублей годовой компенсации - порядка 8400 рублей в месяц. Так ли уж велики эти суммы при нынешних ценах на коммуналку? Возможно, кто-то столько реально отдавал. Теперь же изменения в закон подравняют всех скопом, без разбора - и правых, и виноватых. Еще одно: власть своим законопроектом ограничивает поддержку педагогов на селе, которых и без того там остро не хватает – никто не рвется работать в деревенские школы. Вот вам и социальная направленность областного бюджета, о чем много трубили после его принятия 5 декабря во втором чтении.
Глава регионального кабмина Владимир Разумков на заседании правительства подчеркнул, что в ходе принятия поправок в закон о социальной поддержке педагогических работников, проживающих в сельской местности, нужно быть готовым к жарким дискуссиям. Значит, исполнительная власть намерена настаивать на своем варианте. Причем тем же самым законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области» предполагается увеличить ежемесячные пособия инвалидам боевых действий, детям, родителям и вдовам погибших военнослужащих, прокурорских работников и сотрудников отдельных федеральных органов исполнительной власти. Выглядит это как помощь одним за счет экономии на других.
Владимир Самарин.
Фото Gazeta-pedagogov.ru