Недобросовестные юридические компании разводят горожан на деньги. В числе пострадавших – прежде всего люди пожилые, которые ищут решения жизненно важных вопросов. Что нужно знать, чтобы не попасть в ловушку.
Свое все равно возьмут
Как известно, Остап Бендер «чтил уголовный кодекс» и знал 400 сравнительно честных способов отъема денег, которыми он и зарабатывал себе на жизнь. У него и сейчас достаточно успешных последователей, причем среди дипломированных юристов.
Теперь о том, как они обрабатывают клиентов и добывают свой хлеб. Предположим, человек считает, что пенсионный фонд неправильно рассчитал ему пенсию, но разобраться в расчетах самостоятельно не может. Тогда начинает искать в Интернете информацию, которая, возможно, что-то прояснит. Умная техника устроена так, что мошенники могут настраивать контекстную рекламу по целевому запросу. Запрос по пенсионным выплатам может вывести на вас массу телефонов, по которым дают «бесплатные» юридические консультации. Вот тут и надо бы насторожиться, но люди, нуждающиеся в помощи, не имеющие лишних денег, стараются сэкономить и делают решительный шаг вперед, тем более что на том конце «провода» собеседник соглашается, что «нарушение закона в вашей истории очевидно». Все продолжается при личной встрече. А она, конечно, последует, если человек не одумается. Юрист при этом ловко жонглирует названиями законов, постановлений, показывая свою компетентность и опыт в таких делах. И даже называет сумму, которую можно получить, если ввязаться в тяжбу. Скажем, тысяч 60 рублей. Но такая услуга – уже платная. Стоит она 20 тысяч. Правда, со скидкой обойдется всего в 15. Заключаем договор? И клиент соглашается, потому что дело ему кажется верным, специалисты - грамотными, а выгода немалой – целых 45 тысяч чистого дохода.
Человек, историю которого мы здесь схематично набросали, довольно скоро разобрался, что юристы блефуют: «правовая оценка» его ситуации, которую они подготовили для подачи в пенсионный фонд, содержала набор пустых фраз и никакого эффекта дать не могла. Он расшумелся, и юридическое ООО предложило расторгнуть с ним договор, вернуть аванс, но с условием, что ни один документ из тех, что он получил на руки, не будет предан огласке. Правда, при расторжении договора юристы удержали-таки с него в свою пользу 1800 рублей, объяснив это тем, что «мы же работали».
Мы это уже проходили
- Это классическая схема, по которой в начале двухтысячных зарабатывали недобросовестные ООО на рынке арендного жилья, - говорит юрист Григорий Каленов. – Человек обращается в такое агентство с целью снять квартиру, с ним заключают договор, скажем, на тысячу рублей и дают десять адресов. Потом выясняется, что ни по одному из них жилье не сдают вообще или уже сдали. Тогда клиенту дают новый перечень адресов… И так до тех пор, пока человек не перестанет к ним ходить. А если все-таки явится с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги, деньги ему вернут, но только половину от внесенной суммы. То есть как минимум 500 рублей с клиента гарантированно доставались мошенникам. Одни клиенты и этому были рады, другие возмущались, но и ничего сделать не могли. Сумма была слишком маленькой для того, чтобы из-за нее идти в суд и вообще портить нервы. В то время я был руководителем Центра по защите прав потребителей и помню только два случая, когда мы выходили с иском в суд по такому делу. Оба процесса выиграли, но возмещение ущерба пострадавшим было мизерное.
Кроме того, такому агентству, если вокруг него сгущались тучи, ничего не стоило сменить вывеску и адрес, потому что все, что у него было, - это стул, стол и ручка.
Руководитель общественной организации по защите прав потребителей «Успех» Дмитрий Щеглов рассказывает, что много слышал о деятельности недобросовестных юридических контор. Сначала они обещают потенциальным клиентам решение каких угодно проблем, потом выводят их на заключение договора, берут деньги и… ничего не выполняют.
- К нам приходили люди с таким жалобами, - говорит он. - И мы были готовы бесплатно защищать их в суде – как пострадавших потребителей. Но в суд никто не пошел, потому что в этих случаях люди потеряли некрупные суммы – пять-шесть тысяч рублей. Таким образом, недобросовестным юристам удается избежать огласки, и они спокойно продолжают свою деятельность. Это плохо, потому что они дискредитируют нашу профессию.
Как защищаться
Проблемой уже озаботился Роспотребнадзор. В Интернете можно найти много обращений территориальных управлений этого ведомства в разных городах к населению по поводу недобросовестных юридических контор. В них содержится целый перечень мер защиты. Но мало кто может им следовать - например, внимательно изучать договоры, которые дают на подпись, и находить в них подвохи.
Так что выход один – придерживаться самых простых и приемлемых установок. Первое – не вестись на активную и навязчивую рекламу юридических услуг. Хорошему юристу это не нужно, он востребован. Второе – помнить, что слишком большая цена на услугу не говорит о ее высоком качестве: дорого – это не обязательно качественно. Третье: нельзя верить тому, кто обещает стопроцентный результат от своей работы. Четвертое - не доверяйте вывескам, в которых есть намек на принадлежность конторы к властным структурам (например, «Городская юридическая консультация»). Попробуйте, не торопясь, выяснить, кто на самом деле является ее собственником. И, наконец, старайтесь найти юриста по рекомендации хороших знакомых. А если ему некогда заняться вашим делом, попросите его порекомендовать коллегу, которому он вполне доверяет. В любом случае не надо суетиться и торопиться, чтобы не увеличивать шанс оказаться в объятьях обаятельных мошенников.
Анастасия АЛЕКСАНДРОВА.
Фото Pravoslavnaya-biblioteka.ru