Читатели «Курьера" считают, что власть уничтожает архитектурный облик Ульяновска, потому что у нее нет никакого интереса к городу – ни к его прошлому, ни к его будущему. Интересы чиновников все больше смыкаются с интересами бизнеса, причем они этого даже не скрывают. Это мнение объединило практически все ответы на «Вопрос недели», опубликованные в номере за 25 ноября под заголовком «Уничтожают старый Симбирск, чтобы тупо заработать».
«У них другие задачи…»
На следующий день после выхода номера из печати в соцсетях появился отрывок из интервью 2008-го года бывшего директора Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» Александра Зубова «Симбирскому курьеру». Его опубликовала председатель регионального отделения ВООПИиК и вдова Александра Николаевича Ирина Зубова: «Сегодня всего лишь 64-й день рождения А.Н.Зубова, - написала она. - Все его высказывания и интервью сохраняют свою актуальность. Только уже мало остается неизуродованного исторического пространства города Ульяновска. А власть и застройщики теперь продолжают плодить «дикость» под лозунгом развития города, его среды, прячась в «Мегабудках» и теряясь на «Просторе» (подразумевается название компании, чей проект развития территории бывшего Суворовского училища победил в конкурсе, организованном областной властью, и «привел» на эту территорию бизнес со строительством элитного жилья. – Ред.)». Дальше приводится отрывок из интервью Зубова, опубликованного в ноябре 2008 года под заголовком «Дикость в погоне за прибылью»: «…У нас к управлению регионом, на мой взгляд, пришли люди, не связанные с этим краем, с его историей, традициями. У них другие задачи – раздать лакомые участки земли. Застроить их высотными домами, торговыми центрами и потом уйти. Вот сейчас они занесли топор над заповедником. Зачем? Понятно. Они открыто провозгласили: земля в центре города дорогая. Мы должны строиться ввысь. Я тут же пригласил их в Европу для передачи передового опыта. В Колизее земля, наверное, ух какая дорогая! Давайте поедем в Афины и на Акрополе разобьем коттеджный поселок. Ну а кто-то другой пусть поедет в Париж и растолкует тупым французам, что Монмартр в четыре этажа – это глупо упущенная дикая прибыль. Земля-то в центре Парижа – вообще платиновая! Вот бы туда наших. Они бы своего не упустили!».
Зубова нет уже десять лет (он умер в марте 2012-го). Власть сменилась (городская – так несколько раз), а слова его можно приложить к сегодняшнему дню, все до одного. Процессы те же, но стало все как-то циничнее. Видно, что деловые люди торопятся освоить деньги.
Что творят. Из последнего
Вот только несколько примеров. Это снос двух зданий на исторической улице Дмитрия Ульянова в центре города, вместо которых хотят поставить восьмиэтажный жилой дом (эта ситуация и легла в основу «Вопроса недели», упомянутого выше). Обреченные дома, очень симпатичные, в стиле исторической застройки, Управление по охране объектов культурного наследия в свое время отказалось признать памятниками. Областная власть продала их в итоге застройщику Федорову, который несколько раз крупно оскандалился в Ульяновске (чего стоит только шумная история вокруг «Симбирских высоток»). А проект безликого, разрушающего облик улицы многоэтажного дома для него сделала компания «Симбирскпроект», которая выпускает книги об истории симбирской архитектуры и популяризирует ее. И это кажется абсурдным.
Этим летом и осенью шло уничтожение последнего зеленого островка у Свияги в районе улицы Аблукова под вторую очередь ЖК «Аквамарин». Власть давно пиарится на обещании благоустроить свияжские берега, превратить их в парки и тут же перекраивает генплан города, чтобы застройщики могли вырубить на этих берегах всю зелень, закатать их в бетон и настроить многоэтажек.
Историческую улицу Федерации нынешним летом за счет бюджетных средств переделывали под интересы владельцев кафе, которые здесь обжились. Ту сторону улицы, где разместился общепит, значительно расширили под открытые веранды за счет пешеходной зоны и противоположной стороны улицы, которую зажали до предела.
Очень быстро все решили с территорией Суворовского училища - семь гектаров в самом сердце Ульяновска. В конце августа ее впервые открыли для посещения. И тут же власть быстренько организовала архитектурный конкурс, чтобы протащить застройщиков жилья на «золотую» землю. Здание кадетского корпуса – главную ценность этой территории, целый дворец, - по проекту, который победил, оставят в покое, то есть разрушаться. На все про все ушло максимум три месяца.
В октябре на улице Мира снесли уникальный дом старой симбирской застройки, известный как «дом Башанова» (ул. Мира, 26), единственный в городе сохранивший наличники с точеными округлыми элементами — «столбиками» (алатырский тип резьбы, характерный для мастеров Алатырского уезда Симбирской губернии). За несколько месяцев он прожил целую историю: был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, потом исключен из него на основании заказной экспертизы. А затем стерт с лица земли. На его месте строят элитный жилой дом. А ведь можно было его сохранить, как это сделала компания «Новая жизнь»: воссоздала сгоревший по соседству дом №22, а уж за ним – поставила многоэтажку, перекликающуюся по стилю с историческим зданием.
Нынешней осенью продолжили уничтожение сквера напротив бывшего ДК «УАЗ» (сейчас «Патриот»). Там строят храм. Власть даже рассматривать не стала предложение архитекторов вынести строительство за пределы сквера, всего на несколько десятков метров. Так и храм был бы виднее, и сквер сохранился бы. Но понятие «сохранить» в головах у наших градоначальников не держится, зато с языка слетает легко. С самого начала, когда сквер огородили как простую стройплощадку, власть на все лады обещала: деревья сохраним, а если придется пару-тройку снести, компенсируем в другом месте. Где это место, никто не знает, а вот сквер пошел под пилу только потому, что нет у власти ни времени, ни желания, а, скорее, и способности подумать, как сделать лучше, как что-то создать, не разрушая прежнего.
Десять лет назад, в марте 2012 года, журналистка Любовь Чиликова процитировала краеведа Сергея Петрова по поводу ухода из жизни Александра Зубова: «...его шантажировали, говорили, что нет никакого заповедника, а только несколько домиков, что город должен развиваться, застраиваться новыми зданиями. Он отбивался, в Москве рассказывал о заповеднике, там знали, что он боец. Он не только сохранял, а смотрел вперед, умножал музей за музеем. Это человек, который поставил нам планку, показал пример, что защищать культурное наследие можно при любом режиме…».
Защитников все меньше: в январе этого года ушел из жизни сам Сергей Борисович, тоже горячий патриот города и борец за сохранение его лица. Зато разрушителей, бездумных, торопливых, ориентированных только на выгоду, все больше и больше. И наших, и со стороны.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.
Фото автора.
Подпись: Это дом по улице Мира, 22 – копия сгоревшего симбирского дома. За ним – современное здание, которое перекликается с историческим в некоторых элементах. Редчайший пример ответственного подхода к архитектурному наследию города.