Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

А крепок ли фундамент?

На следующей неделе региональное Законодательное  Собрание должно рассмотреть во втором чтении бюджет Ульяновской области на 2023 год. Предстоит утвердить распределение по статьям 88,3 млрд рублей расходов, принятое в первом чтении. Много это или мало, на что хватит?

Давая оценку будущему бюджету при первом чтении, когда утверждались основные параметры (размер доходов, расходов, предельного дефицита), губернатор Алексей Русских сказал:

- Как и в прошлом году, в регионе сформирован бюджет с крепким социально ориентированным фундаментом. В областной казне заложены основные расходные обязательства власти:  социальные гарантии, заработные платы, софинансирование национальных проектов.

Однако позже, когда при подготовке ко второму чтению в комитетах ЗС пошла более детальная работа над расходной частью бюджета, стало выясняться, что фундамент-то не слишком основателен. Почти все отрасли имеют устойчивое недофинансирование потребностей на следующий год, и все министры сетуют, что денег не хватает на те или иные потребности.

Здравоохранение, например, согласно проекту бюджета, должно получить в следующем году 13 млрд рублей. При этом и.о. главы областного минздрава Олеся Колотик-Каменева говорит, что кроме зарплат медицинским работникам, закладываемых  на 11 с половиной месяцев, все остальное выглядит печально - лекарственное обеспечение льготников, стационары, коммунальные услуги, средства на оказание высокотехнологичной помощи… Остаются сильно недофинансированными специализированные виды помощи, например, в туберкулезном и наркологическом диспансерах. Также остро требуются  53 млн рублей на закупку оборудования в строящуюся около  ЦГКБ детскую инфекционную больницу. Долги лечебных  учреждений составляют более 600 млн рублей.

В разделе «Образование» ни копейки пока не заложено на капитальный ремонт детских садов, хотя, по словам министра Натальи Семеновой, есть потребность в 40 млн рублей. На антитеррористическую  безопасность школ и детских садов предусмотрено 89 млн рублей, но этого недостаточно. Физическая охрана в образовательных учреждениях обеспечена деньгами только на половину 2023 года. Хотя после апрельской  трагедии в Вешкайме, когда преступник устроил стрельбу в детсаду «Рябинка», прошли комплексные проверки школ и детсадов на предмет соблюдения мер безопасности. Власти тогда обещали основательно усилить охрану.

На 1,6 млрд рублей прогнозируется  недофинансирование в следующем году областной культуры. Зависает строительство нового здания  Театра юного зрителя («Nebolshoy театр») на месте бывшего кинотеатра «Родина» на улице Пушкинской.

- Денег на реконструкцию ТЮЗа  из федерального бюджета мы больше не получаем, - говорит облминистр культуры Евгения Сидорова.-  Это  — большая проблема. Дефицит составляет 153 млн рублей, его покрытие  пока не предусмотрено. Более 30 миллионов из них  — подорожание стройки второй волны. Смета выросла на 23 процента. Средства на приобретение оборудования тоже  еще не заложены.

Где взять недостающие деньги – непонятно. Региональное министерство финансов предлагает продлить  сроки строительства. А ведь говорили бывшему губернатору Сергею Морозову, что не надо сносить бывшую «Родину» подчистую, в том числе и потому, что это здание – образец сталинского ампира. Отреставрировали бы и пользовались. Теперь вот ломай голову, на что достраивать.

Не лучше обстановка и в отраслях несоциального направления. Например, дефицит средств, необходимых для жилищно-коммунального хозяйства  в 2023 году, оценен в размере 5,9 млрд рублей. Это почти в два раза больше суммы, заложенной  в проекте закона о бюджете. Нехватка ассигнований может негативно сказаться, в частности, на погашении кредиторской задолженности перед поставщиками энергоресурсов (газ и электроэнергия), строительстве, ремонте и модернизации сетей наружного освещения и теплоисточников в муниципалитетах, закупке контейнеров, необходимых для перехода от бестарного вывоза отходов к тарному в зоне действия регоператора № 5 (южный куст области). Грозит замереть строительство водоводов в районах области.

- Будем честными - такого сложного бюджета мы не видели за последние десять лет. Посмотрите, что предшествовало работе над ним: это и пандемия COVID-19, и санкции, и уход из области  зарубежных предприятий, которые давали солидную сумму в казну, и многие непредвиденные расходы, - отметил председатель Законодательного Собрания Валерий Малышев.

Какой же выход видят власти в данной ситуации? Создается впечатление, что  все – члены облправительства, депутаты ЗС – надеются, в основном, на дополнительную помощь из федерального центра.  И все рассчитывают, что именно их направление будет дофинансировано в первую очередь. Так, члены комитета ЗС по жилищной политике и  коммунальному  хозяйству, направив  письмо председателю регионального правительства о необходимости увеличить расходы на раздел ЖКХ, получили ответ, что это можно  сделать на полтора миллиарда рублей при дополнительных поступлениях в казну. Допфинансирование при первых же изменениях в бюджет  кабинет министров обещает и  насчет медицины. В общем, между ветвями  власти идет текущий  обмен запросами и обещаниями, что не увеличивает объем бюджета, но, видимо,  избавит принятие закона во втором чтении от особых споров и изменений.

Губернатор тоже подтвердил, что дополнительные финансовые средства в приоритетном порядке будут направлены на сферу ЖКХ, чтобы поэтапно заменить полностью разрушенную коммунальную инфраструктуру (вот у нас оказывается какая. – Авт.). Планируется дофинансировать и сферу транспортного обслуживания. Третий приоритет (странно, что только третий) – медицинское обслуживание. Интересно, а если федералы, у которых непредвиденных расходов набирается  еще больше, чем у регионов, не особо  увеличат ассигнования Ульяновской области? Что тогда делать со всеми нехватками?

Виктор Гончаров.

Фото m.ru24.net