На следующей неделе региональное Законодательное Собрание должно рассмотреть во втором чтении бюджет Ульяновской области на 2023 год. Предстоит утвердить распределение по статьям 88,3 млрд рублей расходов, принятое в первом чтении. Много это или мало, на что хватит?
Давая оценку будущему бюджету при первом чтении, когда утверждались основные параметры (размер доходов, расходов, предельного дефицита), губернатор Алексей Русских сказал:
- Как и в прошлом году, в регионе сформирован бюджет с крепким социально ориентированным фундаментом. В областной казне заложены основные расходные обязательства власти: социальные гарантии, заработные платы, софинансирование национальных проектов.
Однако позже, когда при подготовке ко второму чтению в комитетах ЗС пошла более детальная работа над расходной частью бюджета, стало выясняться, что фундамент-то не слишком основателен. Почти все отрасли имеют устойчивое недофинансирование потребностей на следующий год, и все министры сетуют, что денег не хватает на те или иные потребности.
Здравоохранение, например, согласно проекту бюджета, должно получить в следующем году 13 млрд рублей. При этом и.о. главы областного минздрава Олеся Колотик-Каменева говорит, что кроме зарплат медицинским работникам, закладываемых на 11 с половиной месяцев, все остальное выглядит печально - лекарственное обеспечение льготников, стационары, коммунальные услуги, средства на оказание высокотехнологичной помощи… Остаются сильно недофинансированными специализированные виды помощи, например, в туберкулезном и наркологическом диспансерах. Также остро требуются 53 млн рублей на закупку оборудования в строящуюся около ЦГКБ детскую инфекционную больницу. Долги лечебных учреждений составляют более 600 млн рублей.
В разделе «Образование» ни копейки пока не заложено на капитальный ремонт детских садов, хотя, по словам министра Натальи Семеновой, есть потребность в 40 млн рублей. На антитеррористическую безопасность школ и детских садов предусмотрено 89 млн рублей, но этого недостаточно. Физическая охрана в образовательных учреждениях обеспечена деньгами только на половину 2023 года. Хотя после апрельской трагедии в Вешкайме, когда преступник устроил стрельбу в детсаду «Рябинка», прошли комплексные проверки школ и детсадов на предмет соблюдения мер безопасности. Власти тогда обещали основательно усилить охрану.
На 1,6 млрд рублей прогнозируется недофинансирование в следующем году областной культуры. Зависает строительство нового здания Театра юного зрителя («Nebolshoy театр») на месте бывшего кинотеатра «Родина» на улице Пушкинской.
- Денег на реконструкцию ТЮЗа из федерального бюджета мы больше не получаем, - говорит облминистр культуры Евгения Сидорова.- Это — большая проблема. Дефицит составляет 153 млн рублей, его покрытие пока не предусмотрено. Более 30 миллионов из них — подорожание стройки второй волны. Смета выросла на 23 процента. Средства на приобретение оборудования тоже еще не заложены.
Где взять недостающие деньги – непонятно. Региональное министерство финансов предлагает продлить сроки строительства. А ведь говорили бывшему губернатору Сергею Морозову, что не надо сносить бывшую «Родину» подчистую, в том числе и потому, что это здание – образец сталинского ампира. Отреставрировали бы и пользовались. Теперь вот ломай голову, на что достраивать.
Не лучше обстановка и в отраслях несоциального направления. Например, дефицит средств, необходимых для жилищно-коммунального хозяйства в 2023 году, оценен в размере 5,9 млрд рублей. Это почти в два раза больше суммы, заложенной в проекте закона о бюджете. Нехватка ассигнований может негативно сказаться, в частности, на погашении кредиторской задолженности перед поставщиками энергоресурсов (газ и электроэнергия), строительстве, ремонте и модернизации сетей наружного освещения и теплоисточников в муниципалитетах, закупке контейнеров, необходимых для перехода от бестарного вывоза отходов к тарному в зоне действия регоператора № 5 (южный куст области). Грозит замереть строительство водоводов в районах области.
- Будем честными - такого сложного бюджета мы не видели за последние десять лет. Посмотрите, что предшествовало работе над ним: это и пандемия COVID-19, и санкции, и уход из области зарубежных предприятий, которые давали солидную сумму в казну, и многие непредвиденные расходы, - отметил председатель Законодательного Собрания Валерий Малышев.
Какой же выход видят власти в данной ситуации? Создается впечатление, что все – члены облправительства, депутаты ЗС – надеются, в основном, на дополнительную помощь из федерального центра. И все рассчитывают, что именно их направление будет дофинансировано в первую очередь. Так, члены комитета ЗС по жилищной политике и коммунальному хозяйству, направив письмо председателю регионального правительства о необходимости увеличить расходы на раздел ЖКХ, получили ответ, что это можно сделать на полтора миллиарда рублей при дополнительных поступлениях в казну. Допфинансирование при первых же изменениях в бюджет кабинет министров обещает и насчет медицины. В общем, между ветвями власти идет текущий обмен запросами и обещаниями, что не увеличивает объем бюджета, но, видимо, избавит принятие закона во втором чтении от особых споров и изменений.
Губернатор тоже подтвердил, что дополнительные финансовые средства в приоритетном порядке будут направлены на сферу ЖКХ, чтобы поэтапно заменить полностью разрушенную коммунальную инфраструктуру (вот у нас оказывается какая. – Авт.). Планируется дофинансировать и сферу транспортного обслуживания. Третий приоритет (странно, что только третий) – медицинское обслуживание. Интересно, а если федералы, у которых непредвиденных расходов набирается еще больше, чем у регионов, не особо увеличат ассигнования Ульяновской области? Что тогда делать со всеми нехватками?
Виктор Гончаров.
Фото m.ru24.net