Кадетскому корпусу на территории бывшего Суворовского училища готовится судьба Областной филармонии.
В прошлом номере мы рассказали о подведении итогов конкурса на лучший проект развития переданной Минобороны городу территории бывшего Суворовского, а еще раньше - танкового училища. «СК» не заблуждался и исход предсказал сразу же, как только конкурс был объявлен. Все делается ради жилой застройки, предположили мы, расценив этот конкурс как спектакль для ульяновской общественности. Правда, не ожидали, что он будет столь наглым, а общественности режиссеры спектакля отведут роль полной дуры. Проект-победитель предлагает построить на этом участке здание музея площадью 6800 квадратных метров, арт-кластер под названием «Плац», бутик-отель, фитнес-центр и другие объекты, в числе которых надземный и подземный паркинги. Проще говоря - автостоянки площадью под 7000 квадратных метров. В кадетском корпусе планируется разместить некий научно-образовательный центр. Требуется на это все 9 млрд рублей, которых у города нет. Поэтому, дескать, не обойтись без частного инвестора, которому надо отдать часть территории под жилые многоэтажки.
Инвестор, «по задумке», построит 30-40 тысяч квадратных метров коммерческого жилья, продаст их и из вырученной прибыли выделит деньги городу на развитие территории. То есть на строительство того и сего. Автор проекта считает, что натиска застройщиков все равно не сдержать, и он разрабатывал такой вариант, который извлек бы из их прихода пользу для города. Автор этот либо ищет среди застройщиков идиотов, готовых выложить кому-то свои деньги на арт-кластер, бутик-отель, фитнес-центр и прочие прибамбасы, либо лукавит, напустив в проект арт-тумана, призванного замаскировать многоэтажки и автостоянку. Да и не будет у инвестора лишних средств на эту благотворительность. Цена элитного коммерческого жилья в Ульяновке колеблется в районе 100000 рублей за квадратный метр. Причем это, видимо, в домах-клубниках, а не в типовых многоэтажках. Но допустим, что 100000 за метр. И допустим, что найдутся те, кто все эти метры раскупит. Возведя 40000 квадратных метров и продав их, застройщик выручит 4 млрд рублей. Они, застройщики, якобы закладывают в цену огромную маржу - до 40 процентов, так что будет чем поделиться с городом.
Бред! Даже если застройщик рассчитывает на прибыль в 40 процентов от цены продажи, с четырех миллиардов это будет 1,6 млрд рублей. Но городу-то на этот участок нужно, напомню, 9 млрд рублей, которые он от инвестора и ждет. Ну, откусит, скрепя сердце, инвестор от своей маржи миллионов десять, передаст их в торжественной обстановке мэру Ульяновска, сходит мэр с командой в ресторан, чтобы отметить успех проекта, и все пропьют, и на обустройство территории как не было ни копейки, так и не будет. Вот что в реальности представляет из себя проект-победитель. Можно было бы эту землю законсервировать до лучших времен, говорит разработчик, но надежных вариантов консервации на сегодня не существует - застройщик любую консервацию (оборону) прорвет.
Прорвет он ее, можно возразить, только в одном случае - если коррумпирует горадминистрацию и областное правительство, которые за взятки передадут ему участок (в аренду, как водится) и дадут разрешение на строительство многоэтажек и автостоянки. Замгубернатора и одновременно председатель конкурсной комиссии Игорь Эдель, правда, милостиво пообещал, что немедленной продажи земли под жилые дома не будет, все обсудим, всех заслушаем... И что же получается: ульяновцы больше десяти лет бились за возврат этой территории городу для того, чтобы ее продали толстосумам? За карман толстосумов бились? Нет нужды ее консервировать, а, отреставрировав величественное здание кадетского корпуса, на остальной части разбить парк и в нем цветники, проложить пешеходные дорожки, установить скамейки. В парке высадить, как предложил автор «Симбирского шугожора» Виталий Ахмеров, яблони, вишни и сирень. На варианте парка настаивает большинство публичных комментаторов итогов конкурса и той ахинеи, которую этот конкурс огласил.
Но... «Я не сторонник идеи о том, что на этой территории нужно развивать парковую историю. Потому что парки в городе есть на расстоянии полукилометра, и их много. Это и те 20 га, о которых я сказала только что, это и Владимирский сад, и парк Дружбы народов, и там достаточно места...», - заявила в интервью телеканалу «Репортер» помощник губернатора по архитектуре и без пяти минут заместитель министра, москвичка, 34-летняя Ольга Мельникова. Цитата по интернету, и я не понял, о каких 20 парковых гектарах говорила госпожа Мельникова - может, о парке «Зарядье», напротив московского Кремля? Не понятно и то, где она видела «много парков» в центре Ульяновска. Владимирский сад, он же парк Свердлова? Но много ли Мельникова найдет желающих гулять по горе, на которой этот парк расположен. Или кого из ульяновцев она имеет в виду, говоря про «много места» в парке Дружбы народов. Она сама-то давно там была, спускалась по бесчисленным ступеням лестницы, чтобы пройтись, а потом по тем же бесчисленным ступеням поднималась? Кто, например, из пожилых отправится сначала на Венец, потом по этой лестнице (особенно зимой) вниз по склону и, «нагулявшись», обратно? Не повалят валом жители центра и в парк Победы, находящийся в одном конце города, как и в Винновскую рощу - на другой его конец. Поразительное же пустословие и демагогия, и это из уст людей, вершащих судьбу города. Для них, впрочем, чужого, из которого они через год-другой уедут и больше о нем не вспомнят.
Парк на территории бывшего Суворовского для многих жителей Ленинского района будет в шаговой доступности. Свернул с центральной улицы города - улицы Гончарова, прошел 50 метров, и ты в парке, можешь побродить по его дорожкам или посидеть на лавочке, в тишине, - туда почти не доходит шум с автомагистралей. Строить же жилье за Домом печати - это преступление перед потомками - сказал неделю назад в интервью «СК» художник и архитектор Лев Нецветаев, также предложив сделать там городской парк. Нецветаев не уточнил, что имеет в виду под преступлением, я же считаю, что это может оказаться преступлением, в числе прочего, в отношении существующих в этом микрорайоне зданий, которые с большой вероятностью пострадают от стройки по соседству. Речь о кадетском корпусе, зданиях горадминистрации, Дома печати, театра кукол и жилом доме по адресу: ул.Гончарова, 8. Ну, а на кадетском корпусе, кроме того, решили поставить и другой, просто уже жирный крест. Работы на нем намерены отложить на потом, год эдак на 2026-й. Другими словами, планируют его забросить, ведь без отопления он долго не простоит и разрушится, как это происходит сейчас с красивейшим зданием Областной филармонии на Новом Венце. Традиция у наших властей такая, такая стать: все, что можно, превращать в руины. Но уничтожение кадетского корпуса будет преступлением уже против истории нашей страны, против ее победы в Великой Отечественной войне, со дня которой в 2025 году исполнится 80 лет. Из этого здания выпустились тысячи офицеров-танкистов, многие из которых в годы войны стали Героями Советского Союза. В будущих музеях, под которые только и стоит отдать здание кадетского корпуса, должна бы быть и постоянная экспозиция, посвященная памяти и подвигу выпускников танкового училища. И разрушение кадетского корпуса будет преступлением персонально губернатора Алексея Русских, в чьих руках находится сейчас судьба и этого здания, и территории в целом.
Василий МЕЛЬНИК.