По железной дороге…
Многие из местных чиновников не были не за…
10 апреля исполнилось ровно 55 лет со дня открытия железнодорожного вокзала «Ульяновск -Центральный». Но это было лишь одним из событий в истории железнодорожного сообщения между Симбирском-Ульяновском и другими городами нашей страны. А история эта продолжается уже более 127 лет…
Лиха беда – начало…
И началась она 17 января 1899 года, когда была торжественно открыта и освящена церковью первая железнодорожная линия Симбирской губернии. Собственно, в том, нужна ли Симбирску железная дорога, местные помещики и промышленники, а также значительная часть чиновников, сильно сомневались. В самом деле, зачем нужна «чугунка», если город стоит на главной транспортной артерии всей европейской части России – на Волге. Но принципиальное решение о строительстве до Симбирска железнодорожной ветки было принято в 1887 году, и, на самом деле, это была часть глобального проекта, так что, у местных особо-то никто и не спрашивал, хотят ли они пользоваться удобствами железнодорожного транспорта. Существует даже легенда, которая, впрочем, никакими документами не подтверждена: купечество уездного центра Карсун скинулось на взятку проектировщикам, чтобы те проложили линию мимо их города. Их, видите ли, смущала угроза конкуренции со стороны «понаехавших» по железной дороге. А ведь по первоначальному проекту железнодорожная линия должна была рассекать губернию с юга на север именно через Карсун. Впрочем, дорогу строило акционерное общества Московско-Казанской железной дороги, и едва ли столичным акционерам было интересно мнение карсунского купечества.
На самом деле, идея строительства железной дороги к тому моменту давно назрела, и в Симбирской губернии железнодорожная ветка уже была. 12 октября 1874 года состоялось торжественное открытие линии Моршано-Сызранской железной дороги, сто верст которой проходило по территории Сызранского уезда Симбирской губернии. Напомним, что территория Симбирской губернии тогда значительно превышала площадь нынешней Ульяновской области – включая уездный город Сызрань. Так что, задолго до открытия первого вокзала в Симбирске на территории губернии уже было шесть железнодорожных станций - Батраки, Сызрань, Репьевка, Новоспасское, Прасковьино и Никулино. Кстати, длина железнодорожного моста через Волгу в Сызрани составляла 1436 метров, и он был на тот момент самым длинным в Европе.
Не исключено, что планы по соединению железнодорожной веткой губернского центра с Сызранью осуществились бы вскоре после этого, но помешала Русско-Турецкая война 1877–1878 годов, которая требовала огромных расходов, и денег на этот проект в казне просто не нашлось…
С другой стороны, экономическое развитие губернии требовало более развитой транспортной инфраструктуры. Мало того, что здесь производилось значительное количество товарной сельскохозяйственной продукции, так и промышленность развивалась. К середине XIX века, здесь уже работала 21 суконная фабрика. Кроме сукна и тканей, изделиями, которые требовали вывоза из губернии, были зерно, спирт, овчина, кожа и разного рода ремесленные изделия. И Волга со всеми ее баржами и пароходами, уже не справлялась. Тем более, что соседние города - Казань и Самара уже были соединены со столицами Империи Москвой и Санкт-Петербургом железнодорожным сообщением. И это давало им серьезные конкурентные преимущества. И многие это понимали. Во всяком случае, представители Симбирского земского собрания лет двадцать «забрасывали» имперское правительство ходатайствами о строительстве железной дороги, которая связала бы Симбирск с центром и другими районами России. Но этот проект начал осуществляться только в конце XIX века. По настоятельной просьбе тогдашнего губернатора, Владимира Акинфова, в 1895 году было, наконец, получено высочайшее разрешение на строительство участка Рузаевка - Батраки с веткой Инза – Симбирск протяженностью 165,6 километра. Строительство началось 12 мая 1896 года силами наемных рабочих и крестьян окрестных сел. И довольно удивительно, что строительство продлилось всего три года, если учесть, что ветка от Инзы до Симбирска, в основном, проходила по лесной, гористой и болотистой местности. Одновременно возводились станционные здания в Юловке, Глотовке, Шарлово, Вешкайме, Чуфарово, Майне, Охотничьей, Киндяковке. Последняя, кстати, впоследствии и стала вокзалом «Ульяновск-Центральный». Все станции были связаны однопроводной линией телеграфной связи, на каждой была построена насосная станция и водонапорная башни. Все здания строились из дерева по типовому проекту, и только в Симбирске было воздвигнуто каменное здание «на три стойла» и деревянный сарай на «два стойла», который выполнял функцию железнодорожного депо. Здесь при свете керосиновых ламп ремонтировали паровозы и вагоны, и это строение существовало вплоть до 1935 года. Впрочем, керосиновыми лампами освещались все вокзалы, хотя эпоха электричества была уже на подходе.
Паровоз прибыл на барже
Кстати, первый паровоз был доставлен в Симбирск летом 1898 года из Нижнего Новгорода водным путем - по Волге. И стоило немалых трудов поднять его по Петропавловскому спуску. Какова была технология его подъема – точной информации нет, но судя по единственному сохранившемуся фотоснимку, для этого пришлось прокладывать отдельную железнодорожную линию. Происходило это при массовом скоплении зевак, что вполне естественно – хлеба-то у народа было вдоволь, а вот зрелищ тогда явно не хватало. Как водится, паровоз был освящен на Александровской площади – там, где сейчас расположен торгово-развлекательный центр «Спартак». Это был паровоз серии «ЧН», изготовленный в Коломне. Кстати, конструкция его считалась не слишком удачной – во всяком случае, на казенных железных дорогах в России его не использовали. Но нашу-то строило акционерное общество, так что, пришлось довольствоваться тем, что было…
Регулярное сообщение на участке Инза-Симбирск открылось 28 декабря 1898 года, но до освящения линии в России никакое заведение полностью готовым к применению не считалось, так что официальной датой начала железнодорожной эпохи в Симбирске считается 17 января 1899 годы – когда рельсы и подвижной состав были окроплены святой водой.
После этого железнодорожная сеть в губернии начала бурно развиваться. В начале XX века из Симбирска в Москву ежедневно отправлялись два пассажирских поезда, но вскоре к ним начали цеплять почтовые и товарные вагоны.
Спасибо Ильичу!
1 ноября 1900 года на левобережье Волги от станции Часовня начал ходить товарный поезд до Мелекесса (ныне - Димитровграда), но это была отдельная ветка, поскольку моста через Волгу на тот момент еще не было. В 1907 году были проложены пути от Мелекесса до Бугульмы. Открылось пассажирское движение, и вскоре по этой ветке начались и пассажирские перевозки.
Что касается вокзала Ульяновск-Центральный, то и он возник не на пустом месте. Изначально станция Киндяковка находилась за пределами городской черты, но Ульяновск постепенно разрастался. В годы Великой Отечественной войны именно на станцию Киндяковка прибывали составы с эвакуированными в Ульяновск из западных областей СССР предприятиями и беженцами. Всю войну именно здесь формировались воинские эшелоны, идущие на фронт. А когда 22 февраля 1942 года началось строительство железнодорожной линии от Свияжска до станции Иловля (80 километров от Сталинграда), станция Киндяковка стала крупным железнодорожным узлом, во многом обеспечившим победу в Сталинградской битве.
А вокзал Ульяновск I располагался на тупиковой железнодорожной ветке, и составы оттуда приходилось возвращать после разгрузки на станцию Киндяковка, чтобы они могли отправиться дальше - в сторону Уфы, Москвы, Казани и Сызрани. Фактически функцию Центрального вокзала Киндяковка начала выполнять еще с 1964 года. Именно отсюда 1967 году начал отправляться «фирменный» скорый поезд № 21 Ульяновск-Москва. Но только к 100-летию со дня рождения нашего великого земляка, Володи Ульянова, власти страны победившего социализма решили облагодетельствовать наш город новым зданием вокзала. Там, правда, строительство и так намечалось грандиозное, так что, принципиального значения не имело – зданием больше, зданием меньше… Так что, Ленину мы обязаны не только тем, что наш город славен на весь мир, но и зданием вокзала, которое без его юбилея могли бы не построить…
Анатолий Капустин
К фото:
- Первый паровоз в Симбирск затаскивали вверх по волжскому косогору.
- Железнодорожный мост в городе Сызрань Симбирской губернии был самым длинным в Европе.