Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Дефицит кадров - главный вызов для экономики

Дефицит кадров становится серьезным вызовом для российской экономики. Об этом ранее говорил премьер-министр Михаил Мишустин, отмечая, что в стране сейчас рекордно низкая безработица, но при этом в ряде сегментов наблюдается дефицит специалистов. Поэтому необходима своевременная подготовка и переподготовка персонала, прежде всего для обеспечения перспективного спроса в ключевых секторах. Так, по оценкам экспертов, в ближайшие пять лет будут востребованы специалисты со средним, а не высшим образованием.

Дефицит кадров больше всего заметен в промышленности и сельском хозяйстве. По прогнозам, в 2025 году нехватка специалистов на селе может достичь 300 тыс человек. До 2030 года, по оценке вице-премьера Татьяны Голиковой, совокупный недостаток рабочих рук в России составит 2 млн человек, а наибольший дефицит специалистов будет в обрабатывающих производствах, транспорте и логистике.

«Популярность рабочих профессий стала резко падать в 90-х, пока эту тенденцию не удается преломить, – говорит профориентолог Наталья Новикова. – Современная молодежь не нацелена на физический труд, они хотят работать в офисе или на удаленке, а не стоять у станка или заниматься сваркой. По их мнению, это «непрестижно».

Действительно, сейчас на производство «заманить» молодого человека не удается даже высокими заработками и различного рода бонусами. На смену разрушенных временем Перестройки идеалов Советской эпохи не пришло ничего нового. Вот так, старый мир разрушили до основания, а современная реальность не представила никакой альтернативы ушедшей эпохе, кроме как равнение на западные идеалы и стереотипы.

Поэтому нынешние власти до сих пор ностальгируют по времени Советского Союза, как по светлому, прорывному периоду, когда быть рабочим человеком было не зазорно, как сейчас, а напротив – престижно. Тогда рабочих ценили, уважали, ими стремились стать. Образ самоотверженного, упорного, трудолюбивого, честного рабочего присутствует в произведениях всех родов искусств СССР – литературе, живописи, музыке, кино. В социальном составе депутатов Советов всех категорий доля рабочего класса неуклонно повышалась. К примеру, в Верховном Совете в 1984 году она составила 35,2% от общего числа. Верховные Советы республик имели в своем составе 33,8% депутатов от рабочих, а в автономных Верховных Советах их доля была уже 38,4%. Представители рабочего класса были во всех звеньях Советов; в различных комиссиях; в исполнительных органах местных Советов; в исполкомах.

Еще одна проблема современного времени – есть профессии, которым юноши и девушки имеют желание обучаться, однако впоследствии работать по полученному диплому идет лишь небольшой процент из них. Это касается области медицины и педагогики. Не мудрено – заработок здесь в госучреждениях оставляет желать лучшего, а нагрузка колоссальная. Что касается Ульяновской области, так по зарплатам в медицине наш регион является худшим в ПФО, примерно так же обстоят дела и с учителями. Отсюда, огромный дефицит кадров в данных отраслях.

По официальным данным, до 2030 года в стране дополнительно потребуется до 496 тыс медработников – для этого в отрасль нужно привлекать по 100 тыс сотрудников в год. В Ульяновской области проблема с кадрами также была и остается острой. Ранее руководители регионального минздрава заявляли о дефиците в более чем тысячу врачей и медработников среднего звена. Из-за отсутствия специалистов в пяти районных больницах Ульяновской области приостановлена стационарная хирургическая помощь. Нет хирургов в Новоульяновской, Базарно-Сызганской, Вешкаймской больницах. В Инзенской РБ полтора года не работает рентген. Чтобы сделать снимок, надо прийти за пленкой, а дальше ехать с ней в Базарно-Сызганскую больницу. В областном онкодиспансере нет ни систем, ни физраствора. Как итог – оптимизация государственных лечебных учреждений региона. Напомним, в конце 2024 года было слито 11 из них, еще 14 планируют объединить (оптимизировать) в 2025 году.

Что касается общероссийских тенденций, в 43 субъектах РФ отток медкадров из госучреждений превышает их приток. Ежегодно порядка 35% выпускников вузов и 40% выпускников учреждений среднего профессионального медицинского образования в дальнейшем не работают в государственной медицине. Зато существует и другая тенденция - российские врачи массово уезжают работать в Дубай. Клиники заявляют, что получили более 9 тыс заявок от кардиологов, нейрохирургов, онкологов. Очевидно, что отъезд связан с размером зарплат — так в ОАЭ российские врачи могут зарабатывать по 500 тыс рублей в месяц.

Сейчас власти выдвинули инициативу - обязать выпускников-бюджетников медвузов проходить отработку в государственных больницах и поликлиниках. Однако данная мера может привести к обратному эффекту - усилить кадровую проблему в сфере здравоохранения: студенты-медики уже выступили против «обязаловки» по распределению. Более половины медиков назвали такую меру бесполезной, а 42,6% студентов вообще отказались бы от поступления. Четверть опрошенных убеждена, что в таком случае больницы получат «бессловесных рабов». Врачи будут просто «отсиживать» годы отработки, поэтому уровень медпомощи упадет. В профсоюзе медработников назвали эту инициативу дискриминационной, поскольку распределение затрагивает только медиков, а кадровый дефицит существует и в других отраслях. В профсоюзе считают, что проблему нехватки специалистов надо решать не с помощью кнута – а с помощью пряника - дополнительных выплат, социальной поддержки и проч.

Аналогично отозвался об инициативе Алексей Куринный: «Впрочем, это неудивительно, что после 30 лет пропаганды красивой жизни и материального благополучия, как главных критериев личного успеха, значительная часть молодежи не «прониклась» исключительно миссией служения и преданности выбранной медицинской профессии. Поэтому саму идею распределения в настоящее время надо будет дополнять и реальным увеличением зарплаты молодых специалистов, и дополнительными мерами соцподдержки (жилье, «подъемные» выплаты и др.)».

Кроме этого, в России снижается количество педагогов в государственных школах и детсадах. Об этом свидетельствуют данные статистического сборника «Индикаторы образования: 2025» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Тренд на снижение числа школьных учителей продолжается с 2020/2021 учебного года. К 2023/2024 учебному году система образования потеряла как минимум 12,6 тыс учителей, при этом в государственных школах педагогов стало меньше на 15,6 тыс человек.

Что касается проблемы отсутствия кадров на производстве, то и здесь власти придумали нововведение. Для того, чтобы ускорить набор на ставшие непопулярными за последние десятилетия рабочие специальности решено создать дополнительные барьеры для продолжения обучения в школе после девятого класса и поступления на другие направления в колледжи. Госдума уже приняла закон, согласно которому девятиклассники Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области (в пилотном проекте) уже в этом году будут сдавать только два предмета во время выпускных экзаменов в формате ОГЭ – русский и математику. Что это дает? Это сужает образовательные траектории многих выпускников. Троечникам будет закрыт путь как в старшую школу, так и на большинство специальностей СПО, где готовят специалистов среднего звена. При этом поступить на рабочие специальности можно будет с минимальным пороговым баллом, набранным по результатам двух обязательных ОГЭ. Получается своеобразный отсев, причем, на законодательном уровне, тех, кто достоин учиться дальше и тех, кто должен пополнить рабочий класс. Следовательно, говорить о возрождении престижности рабочих профессий снова не приходится.

Кроме этого, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила принимать в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Казани абитуриентов «столько, сколько нужно по нужным специальностям». Остальные студенты из регионов, по ее словам, «пусть учатся у себя дома». Как говорится, где родился, там и пригодился.

Матвиенко добавила, что такие учебные заведения «начали штамповать специалистов по профессиям, которые не нужны» рынку труда в таком количестве. Также она отметила, что у некоторых выпускников, которые приехали из регионов, чтобы учиться в Москве, не получается найти работу после окончания университетов: «Вместо истории успеха, на которую рассчитывали родители, посылая из глубинки ребенка учиться в Москву, получалась история неудачников».

Одни увидели в инициативе Совфеда шанс для развития регионов, другие – ущемление прав студентов. Согласитесь, вводить в XXI веке поступление в ВУЗ по прописке и требовать от молодых людей учиться по месту регистрации по меньшей мере странно.

Одним словом, образование – проблема очень тонкая, где необходим системный подход не только к обучению, но и выстраиванию связей со всей экономикой страны, причем, не одно десятилетие; и рубить с плеча здесь, по крайней мере, не дальновидно. Кроме этого, возмущаться в условиях капитализма о том, что обучившиеся в мегаполисах специалисты не хотят возвращаться и работать на малой родине – значит не учитывать историко-культурный контекст. Ведь те просто хотят получать за свою работу достойные деньги и иметь возможность жить нормальной жизнью. Насильно привязывать молодежь к дому, ограничивать ее право выбора и намекать людям, что по регистрации они принадлежат ко второму сорту, необдуманно и опасно.

Александр Данилевский

Фото1: https://dzen.ru/

Фото2: https://kpmedia.ru/