Заповедник - охоте не помеха?
В тот время, как президент России распорядился взять курс на охрану и расширение заповедных зон - особо охраняемых природных территорий, в Ульяновской области в ООПТ не просто не соблюдают охранные обязательства, но, с позволения чиновников, в них охотятся.
Под охраной государства
В феврале текущего года минприроды РФ представило проект стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий до 2036 года. Тренд – на увеличение территории ООПТ (не только наземных, но и водных), помощь регионам в разработке пакета документов для их формирования, использование современных средств обследования и защиты.
«Существующая система ООПТ позволяет обеспечить охрану местообитаний менее половины редких видов животных и растений», – говорится в документе. Поэтому к 2036 году планируется увеличить долю сухопутной территории страны, занятой ООПТ, с 13 до 17%, а долю охраняемой морской акватории – с 2,4 до 5%. Предлагается развить сеть горных, степных и арктических ООПТ, а также создавать их в районах интенсивного промышленного, сельскохозяйственного и градостроительного развития.
По данным минприроды, на территории Ульяновской области располагается 137 особо охраняемых природных территорий регионального значения, из которых 13 государственных природных заказников и 124 памятника природы. Они занимают площадь 136,46 тысячи гектар – это 3,6% всей площади региона. Площадь ООПТ федерального значения в регионе – 86,1 тыс гектар. Общая площадь региональных и федеральных ООПТ составляет 5,98% от общей площади Ульяновской области, что соответствует требованиям Еврокомиссии по сохранению биоразнообразия, поскольку площадь ООПТ должна составлять 5-7% от площади региона.
Гладко было на бумаге…
В профильном ведомстве рассказали, что для того, чтобы защитить особо охраняемые территории от неблагоприятного воздействия человека, на прилегающих к ним земельных участках устанавливаются охранные зоны. В их границах запрещается деятельность, оказывающая негативное или вредное воздействие на природные комплексы и компоненты ООПТ. Однако, так гладко и красиво все выглядит лишь на бумаге. В реальности же местные ООПТ подчас подвергаются неправомерным действиям со стороны заинтересованных лиц при потакании местных властей. Отсюда, возникает вопрос: что это со стороны чиновников – халатность, попустительство или осознанное преступление закона? Что характерно, и то, и другое должно быть наказуемо.
Свежа в памяти история вандальной реализации проекта по рекультивации в ООПТ регионального значения «Винновская роща», когда, с позволения Минприроды, в заповеднике вырубили несколько сотен деревьев, уничтожив местную флору и фауну, нанеся тем самым колоссальный ущерб экосистеме, а также запустили тяжелую технику.
Недавно в публичную плоскость попал еще один скандал с, мягко говоря, «нецелевым» использованием ООПТ. Межрайонная природоохранная прокуратура через суд добилась исключения особо охраняемых природных территорий государственного природного заказника «Сурские вершины» из границ охотничьих угодий (СПП «Наша Родина»), принадлежащих бывшему главе Николаевского района Ульяновской области Александру Шадышкову, которое возглавляет его сын Андрей Шадышков, бывший депутат и первый заместитель секретаря реготделения «Единой России».
По данным надзорного ведомства, в ходе прокурорской проверки было установлено, что СПП «Наша Родина» по соглашению с региональным Минприроды были переданы охотничьи угодья, в состав которых «незаконно включены» особо охраняемые территории из состава государственного ландшафтного комплексного природного заказника «Сурские вершины», «где охота в соответствии с законом запрещена» (это около 5,5 тыс га).
Надо отметить, что документы о незаконном включении части территории госзаказника в охотхозяйство Шадышкова в свое время согласовывал ныне экс-министр сельского хозяйства Александр Чепухин, так сказать, «подарил» часть госзаказника на 49 лет вперед. Охотиться сюда приезжали высокопоставленные лица. На территории заказника водятся лоси, косули, кабаны, волки, лисицы, зайцы, белки, норки, ласки, горностаи, серые цапли и журавли.
Ранее природоохранная прокуратура вносила в адрес министерства представление об устранении нарушений, однако требование надзорного органа не было исполнено, и природоохранный прокурор направил иск в суд, в котором отмечается, что «наличие ООПТ в границах охотничьих угодий нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду».
Суд Николаевского района Ульяновской области в полном объеме удовлетворил иск ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к региональному минприроды и ООО «Сельскохозяйственное производственное предприятие «Наша Родина». На Минприроды возложена обязанность внести изменения в охотхозяйственное соглашение и исключить из границ угодий особо охраняемую природную территорию.
Александр Соколов
Фото: https://senatinform.ru/