Не надо муму…
А была ли собачка?
«Зачем Герасим утопил свою Муму? Она не сделала плохого никому…». Так развлекались мы, советские школьники, безобидно издеваясь над одним из самых заметных произведений русской классической литературы. А действительно зачем? Этот вопрос со дня первой публикации рассказа Тургенева «Муму» без малого 170 лет назад многим не дает покоя.
Учителя объясняли нам-школярам: безвинно утопленная собачка по прозвищу Муму приняла мученическую смерть по велению нехорошей барыни. Империализм, угнетенный класс в лице Герасима и все такое. Мол, у барыни был реальный прототип – матушка писателя Ивана Тургенева Варвара Петровна. Вот только в реальной жизни все обошлось, и друг человека выплыл. А осадочек, оставленный рассказом, остается по сей день. В год 205-летия со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева и 140-летия со дня его смерти историей про Герасима и Муму заинтересовались в ульяновском областном театре кукол имени Валентины Леонтьевой. И показали премьеру.
Все точки над «i» спектакль расставляет превосходно. И буквально. Вообще, Муму появляется в жизни Герасима, когда две третьих рассказа уже прочитано. Не про собачку-утопленницу история. В интерпретации ульяновских кукольников и главного режиссера театра Сергея Ягодкина про выбор и свободу воли. Последняя – прерогатива известно кого. Потому и версия в кукольном варианте превратилась в библейскую. И Герасим в конце не уходит в направлении абсциссы, а возносится к ординате.
Плоскость кукольного мирка зримо подчеркивает арифметичность происходящего. Где на самом деле все просто как дважды два четыре. А за очеловечивание отвечает прекрасный ансамбль актеров: Александра Ягодкина, Алексей Васильев, Вячеслав Вишенин, Юрий Кудрявцев и другие. В их умелых руках и, благодаря искренней душевности, наделяющей персонажи, от происходящего в этом почти ибсеновском «кукольном доме» сердце сожмется не раз. И тут же лихой напев или разудалый танец завертит сюжет дальше, не давая опомниться. К перспективе осознания Человеческого. В человеке. И только уже не математически, а почти химически препарируемая постановщиком и артистами, рассыпающаяся на части барыня останется в финале кусками «мощей», которые будут внушать ленивый ужас челяди.
А Муму? Что Муму? Она, как вариативная альтернатива неизбежна. И потому вечна. Но вечность эта – долгая и непростая дорога ввысь. Для Герасима…
Алексей Романов
Фото автора