Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Багров-внук на деньги Путина

В Ульяновском театре драмы им. И.А. Гончарова впали в детство.

Премьеру нового спектакля представил в середине ноября главный режиссер театра Владимир Золотарь. За основу взята автобиография нашего земляка Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Еще в августе этого года Владимир Александрович получил именной грант президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. С условием, что поставить надо лучшее художественное произведение о взрослениию по версии Толстого и Тургенева. Которое, тем не менее, трудно поддается инсценировке и сценической адаптации. В силу специфики жанра.

Это практически то же самое, что ставить поваренную или телефонную книгу. Хотя читается легко и на одном дыхании.  Но… В этом году еще и 165 лет со дня публикации второй части автобиографической трилогии Аксакова. Повод поставить? Почему нет? К тому же до сегодняшнего дня на профессиональной сцене не было ни одной заметной постановки по классическому произведению. А Золотарь, если нужно доказать свой талант, не ищет легких путей.

- Когда начинаешь делать любой технически сложный спектакль, это всегда очень ответственно, - декларирует постановщик. - И уже даже неважно, грант ли это министерства культуры, президентские деньги или какого-нибудь Вселенского Совета. Просто в этом случае ты ведешь за собой людей. И нельзя, чтобы они в итоге спрашивали: «Что это за фигня получилась?». Поэтому особенной ответственностью в связи с президентским грантом, я бы нашу новую работу не назвал.

С другой стороны, как говорил устами одного из своих известных персонажей другой наш земляк-классик, чье имя носит ульяновский театр драмы, надо работать, коль деньги берешь. Все это и сыграло злую шутку… Жанр нового спектакля Владимир Золотарь определил как «поэма восприятия». Для постановки в театре первые детские воспоминания от имени Сергея Багрова – слишком повествовательные. И Золотарю пришлось искать постановочный ключ к автобиографической повести Аксакова.

В результате здесь много пластики от Михаила Умнова, видеомонтажа от Алексея Аблязова. Художник по свету Александр Рязанцев демонстрирует все шикарные возможности недавно приобретенного ульяновским театром драмы светового оборудования. Но, увы и ах, в премьере немного собственно драматического спектакля. С важным для взятого жанра психологизмом. К тому же, когда почти 400-страничное произведение укладывается в час пятнадцать хронометража, какие-то важные авторские интимные вещи теряются. А с разной степенью даровитости прочитанный актерами текст растворяется за танцами и спецэффектами. Внутренний трагизм – ну или хотя бы просто драматизм с присущей Аксакову светлой грустью и щемящей тоской – угадывается и считывается не без труда.

Еще один театрально-подводный риф «Детских годов Багрова-внука». Золотарь позиционирует свою новую работу, как спектакль для подростков:

- Эта категория зрителей априори в силу возраста недоверчива ко всему. И к театральному искусству, в частности. Не хочется их совсем уж обманывать, пытаясь коррелировать автобиографическую прозу с эстетикой театрального языка. Простой ход, когда маленького мальчика играет молодой актер, в данном случае не подходил…

И Владимир Александрович, по его собственным словам, решился на провокацию, раскрутив исполнителей ролей на собственные видеорассказы о раннем детстве. Чтобы лучше понять образы этой истории взросления ребенка. Сам режиссер вспоминает про белые шарики увиденного в детстве растения, кто-то из актеров про настенный ковер, другой про двухэтажного воздушного змея, запущенного вместе с отцом. Даже про экстремальную ситуацию, когда пришлось лежать лицом в насыпь между двух мчащихся на огромной скорости товарных поездов.

Однако в отсутствии ярко и конкретно простроенных человеческих взаимоотношений, если этот спектакль и задевает какие-то струны души (на премьере были замечены плачущие зрители), то сделано это очень технично. Почти математически. Что понять книжный первоисточник это помогает едва ли… А жаль.

Алексей Романов

Фото: Вконтакте