О матери странной замолвили слово…
Молодежный период Виктории Толстогановой
Складывается ощущение, что столичные антрепризные спектакли в Ульяновск привозят чаще всего и главным образом по одному-единственному принципу – развлекать. Точнее складывалось. До минувшей субботы. Когда 4 ноября гастролеры показали серьезную пьесу в постановке Данилы Чащина «Это все она».
После смерти мужа главная героиня, мать взрослого сына, не может наладить с ним коннект. Они почти не разговаривают. Живут, словно в обособленных мирах, в своих комнатах, разделенных на женскую и мужскую половину чем-то большим, чем просто стена. И вот, чтобы наладить отношения, женщина начинает общаться с подростком в соцсетях, выдавая себя за его ровесницу. Причем, мать - неуверенный юзер, плохо знакомый с проблемами современных молодых людей. А в сети ей предстоит стать не просто ровесницей сына, но… девочкой-готом.
В главной роли – Виктория Толстоганова, знакомая киноманам по фильмам «Побег», «Антикиллер», «Утомленные солнцем». Первый раз появляется на сцене, как звезда – под аплодисменты. Первая реплика – и снова овации. Но это ненадолго. Через пять-семь минут завораживающего сценического действа публика будто бы забывает, что на сцене столичная знаменитость. Толстоганова в этом спектакле – двуликая богиня. Она здесь на своем месте.
И справедливости ради на нее работает весь режиссерский замысел спектакля. Сценография, музыкальное оформление – все настолько необычно, что рассказать нереально. Надо идти и смотреть. Главная катарсическая «фишка» спектакля – угловатый танец, в который превращены все диалоги матери и сына в Сети.
После «Это все она» Виктория Викторовна готова, не переставая, снова и снова говорить лишь о том, что она только что сыграла.
- Людям вообще очень сложно друг друга услышать в этом мире, тем более родным людям, которым всегда кажется, что человек, который рядом с тобой, он тебе чем-то обязан, должен быть таким, каким ты его хочешь видеть.
- Но ведь о том же самом можно рассказать попроще, чем так, как это предлагает делать драматург Андрей Иванов?
- Тогда это будет уже совсем про другое. Иванов доводит ситуацию до пика неспроста. Он вывел отношения матери и сына на такой уровень, что хочется орать: «Остановитесь!». С одной стороны, катастрофическая история непонимания, а с другой — история любви, в которой не всегда все хорошо.
- Текст, наполненный современными словечками из молодежного, в том числе компьютерного лексикона, оказался для вас легко «приручаем»?
- Когда мы только начинали репетировать, мои дети сказали: «Какой «лол-кек»? Так давно никто не говорит, это семнадцатый год». Пьеса написана в 2016-м. И язык подростков устаревает очень быстро. Андрей присутствовал на репетициях и на ходу вносил коррективы в пьесу, в том числе и по поводу сленга. Но мы в какой-то момент несколько увлеклись этим. И настал момент включать заднюю. Большую часть текста мы решили оставить как есть. Потому что все актуальные словечки через месяц снова изменятся. А наш спектакль все-таки не про них…
Итак, в День народного единства нам напомнили, как с ним все сложно. Ведь единства подчас очень трудно добиться даже в конкретно взятой семье. Трудно, но необходимо…
Алексей Романов
Фото: ria.ru