Раздольное благоустройство могут остановить
Фирмы, осваивавшие бюджетные деньги на благоустройстве территорий населенных пунктов, охватывает легкая тревога. В России может досрочно свернуться масштабный федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», на который за пять лет было потрачено 244 миллиарда рублей. Выделяемые суммы осваивались в регионах почти без остатка. Правда, сами проведенные работы не всегда были полезны и жизненно необходимы. Это мы видим и на примерах Ульяновской области.
О закрытии после 2024 года федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» сообщило издание «Октагон», ссылаясь на свои источники в органах власти. По этим сведениям, решение о прекращении финансирования было озвучено на одном из недавних совещаний под руководством вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. Хотя в начале 2023 года Совет Федерации поддержал продление проекта до конца 2030 года. Причина свертывания заключается, якобы, в необходимости сократить расходы в условиях растущего дефицита российского бюджета и направить деньги на более существенные нужды.
По проекту «Формирование комфортной городской среды» при содействии федерального бюджета в регионах финансировалось два направления – благоустройство общественных пространств и благоустройство дворовых территорий. С 2019 года по всей стране было освоено 224 млрд рублей, при этом работами охвачены 23 тысячи общественных территорий и около 33 тысяч дворов. Еще 60,2 млрд рублей, согласно паспорту проекта, планируется выделить на 2024 год. А дальше денежный поток может остановиться. До сей поры выделяемые на проект средства осваивались почти стопроцентно, являя собой пример одного из лучших результатов использования бюджетных ресурсов. Но реальная эффективность многих работ, их рациональность и важность вызывают сомнения у специалистов.
Широкое создание, так называемого, городского комфорта удобно и для власти, и для фирм, занимающихся строительством и благоустройством. Построить новую поликлинику или детсад, наверное, важнее. Но их торжественно откроешь только один раз и всё – маловато пиара. Да и открывают такие объекты, в основном, первые лица. А дворов, где поставили лавочки с урнами и положили немного асфальта (с автопарковкой в виде нагрузки), на всех чиновников и депутатов хватит. Перерезай себе ленточки, демонстрируя заботу о людях, и устраивай «праздники двора», охватив десяток пенсионерок и мамаш с колясками, оказавшихся в это время на улице. Для компаний же (как правило, «своих»), подвизающихся на благоустройстве, этот проект был облегченной возможностью заработать. В работы нередко закладывались сложные архитектурные конструкции и дизайнерские решения, дорогие виды деревьев или такая неэффективная с экономической точки зрения операция, как замена асфальта на тротуарную плитку (наподобие работ по Театральному скверу около Ульяновского драмтеатра). Председатель правления Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин, которого цитирует «Октагон», называет благоустройство способом «классического внешнезаконного освоения бюджета»:
- Можно как угодно благоустраивать, поясняя, что это модно и современно. Поставить инсталляцию за 100 миллионов рублей – и попробуй докажи, что она должна стоить дешевле или вообще не нужна. Сравнить не с чем. В отличие от строительства, в благоустройстве нет квадратных метров, нормативов, поэтому очень выгодно и легко можно оперировать любыми суммами.
Имеются свои гримасы при формировании комфортной городской среды и в нашем регионе. В проект, например, попал парк Победы в Ульяновске. В мае «СК» писал, что парку нужны новые аттракционы, облагороженная растительность, чистота, в конце концов. Однако, вместо этого там на средства нацпроекта второй год делают и никак не могут доделать помпезную входную группу, на которую уже потрачено более 10 млн рублей. Возведение бетонной конструкции планировалось завершить еще в 2022 году - к 60-летнему юбилею парка. Не удалось. Позже в «Дирекции парков Ульяновска» рассчитывали, что все закончится хотя бы до конца августа 2023 года, однако, и этого не случилось. Похожий перекос и в парке «Семья»: там модернизировали фонтан за 18 млн рублей, но не имели нормального туалета, подключенного к коммуникациям.
Вообще же, под федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» в Ульяновской области еще в 2019 году была разработана соответствующая областная программа до 2025 года, которая регулярно корректируется. Ее общая сумма бюджетных ассигнований на шесть лет составляет 3,1 млрд рублей, более двух миллиардов из них приходится на федеральные субсидии. Солидные деньги, основная часть которых уже истрачена. На этой неделе министр ЖКХ и строительства региона Александр Черепан отчитался, что в 2023 году полностью выполнен запланированный объем работ на 69 дворовых территориях и 15 общественных пространствах. Благоустройство 17 дворов, а также парков Победы, «Молодежный» и Театрального сквера продолжается (к срокам сдачи этих общественных пространств имеются вопросы). Обратим внимание, что речь идет о выполнении запланированного объема работ на текущий год, а не о завершении конкретных проектов. Областная программа комфортной городской среды предполагает поэтапные работы на объектах: так, на текущий год в парке «Молодежном» значится третий этап благоустройства, в парке Дружбы народов – четвертый, в парке Победы – второй (но, видимо, еще не последний). Удобно: не закончил работы в этом году – переносишь на следующий, продолжаешь осваивать средства. Однако, 2024 год, как сказано выше, может оказаться последним по масштабному федеральному финансированию данного направления. Многие наблюдатели считают, что это справедливо. Благоустройство тех же дворов не может являться приоритетным, если проводится около аварийных или ждущих ремонта домов, к которым идут гнилые коммуникации. А такое у нас, судя по частым авариям на сетях, повсюду.
Владимир Самарин
Фото: ulgov.ru
Подпись – Работы на новой входной группе в парк Победы затянулись и подорожали.