Что случилось с Ульяновском?
Заголовок – это вопрос моего товарища, который, прожив с рождения и до 30 лет в Ульяновске, вынужден был из-за работы в 2016 году переехать во Владивосток. Он приезжал сюда в отпуск. Не был в городе 7 лет. Эта статья – сборник впечатлений об Ульяновске разных людей. Коренных и приезжих.
Перед тем, как обратиться к современности, давайте бегло пройдёмся по истории благоустройства нашего города.
Кремль и острог – первое, что появилось. Потом пристань и какие-то дома, потом… потом многое что ещё. До Великой Отечественной войны это был довольно захолустный, небольшой и сравнительно архитектурно неинтересный город. В 40х годах 20 века из-за эвакуированных производств население города выросло в разы, городу пришлось расширяться и уплотняться. Затем, к столетию Ленина, Ульяновск пережил настоящий благоустроительный бум. Был перестроен весь центр, Ульяновск перестал быть похожим на большую деревню, стал современным на то время городом. Его даже называли «третьей столицей» СССР. Гостиница «Венец», дворец Профсоюзов, Дом быта, ЦУМ, главный корпус педуниверситета, новые микрорайоны и парки – Ульяновск был одним из лучших, это признавали, как рядовые граждане, так и высокопоставленные зарубежные гости.
В 90е годы советского «запала» какое-то время хватало: например, парк «Дружбы народов» ещё худо-бедно функционировал, там ещё были лавочки и места, на которые стоило посмотреть. Однако, постепенно отсутствие внимания властей к теме благоустройства сделало город грязным, серым и довольно некомфортным.
Думается, среди читателей многие помнят, как зимой по улице Ленина, от Драмтеатра до Гончарова, приходилось идти по натоптанной на заваленном снегом тротуаре тропинке. Примерно также было на Дмитрия Ульянова. Летом же было, пожалуй, даже хуже, чем зимой. Вспоминается один из предвыборных лозунгов 2005 года «Мороз придёт, грязь уберет». Тогда пословица про то, что есть только два состояния улиц в Ульяновске, грязь замёрзла и грязь засохла, была буквальным отражением действительности. Однако, как раз тогда на проблему неухоженности улиц, парков и общественных пространств стали обращать внимание. Коммерсантов стали обязывать благоустраивать прилегающие территории. На Гончарова возникли немного странные крылечки и лавочки-артобъекты. У Баскин-Роббинс, помните? Ставить лавочки было неким трендом у тогдашней Ульяновской элиты. Даже сейчас, гуляя возле филармонии или возле памятника Ленину на Соборной площади можно увидеть подаренные в те годы городу бизнесменами и политиками лавочки. На них есть таблички с именами и должностями дарителей.
Постепенно в движение включились и рядовые ульяновцы. В ход шло все: бабушки устраивали цветник возле подъездов, из автошин делали фигуры лебедей, из пластиковых бутылок – пальмы и поросят, старые тазики прижимались к пенькам, окрашивались в красный и… вот тебе и весёлые мухоморы, призванные украсить двор.
Однако, вскоре стало понятно, что при всей своей благой цели, подобное делает городской облик скорее, убогим, чем весёлым. Особенно, это стало наглядно, когда ненадолго появилась мода украшать дворовые пространства мягкими игрушками. До дождя это смотрелось неплохо, но после… Грязные забрызганные, свалявшиеся игрушки производили впечатление не образцового двора, а помойки. Потускневшие и помутневшие фигуры из пластиковых бутылок и шин дополняли эту картину.
В 10х годах 21 века начало набирать обороты движение ТОС – территориальное общественное самоуправление. Активно возникали новые юрлица, проводились грантовые конкурсы, жители с удовольствием при поддержке государства благоустраивали дворы, улицы и микрорайоны. Был даже конкурс на лучшую придомовую клумбу. И был приз, который тоже шёл на дальнейшее благоустройство. Попутно власти активно озеленяли город. Строили новые парки. В стороне не оставался никто: даже 31 ОДШБР вооружённых сил РФ подарила Ульяновску парк Маргелова.
Сажать деревья, проводить субботники, расчищать свалки было настоящим мейнстримом. Очень часто на заседаниях в мэрии просто никак не могли найти место новым, уже купленным саженцам. Обновление остановок общественного транспорта (пусть, не всегда удачное, но обновление), ремонт фасадов – были трендом.
Трудно сказать, когда вектор сменился.
Люди, видевшие город 5-7 лет назад, с трудом его узнают. По мнению этих гостей города, город стал выглядеть хуже. Первое, на что обращают внимание жители и гости – это грязь. Её стало больше. Конечно, смотря с чем сравнивать, однако ничего не слышно про конкурс «Лучший дворник», который проводился в 2013.
ТОСы перестали заниматься благоустройством, а начали исполнять волонтёрские функции, носить хлеб старикам, организовывать спортивные секции и так далее.
Ещё в городе стали сносить малые торговые объекты. И последствия сноса красоты не добавили. Например, на Промышленной. Было много некрасивых киосков, теперь – один большой безобразный пустырь.
Отношение властей к городскому пространству передалось и жителям. На фото представлено состояние подземного пешеходного перехода на перекрестке Пушкарева-Минаева. Тут просто общественный туалет и свалка. «Лицом города это не назовешь, только мордой», - выразился один из наших читателей. Кстати, это единственный путь с одной стороны улицы на другую. И он небезопасен, ведь освещения в нем нет, точнее, есть, но его не включают, а развалившиеся ступеньки никто не ремонтирует.
В этом смысле «подземки» Нового города с встроенными киосками и несанкционированной торговлей, хоть и родом из «лихих 90х», все же предпочтительнее. Здесь хотя бы никто не гадит.
В городе перестали сажать деревья. Зато их рубят. Причём, везде, иногда по делу, иногда без дела. То ели у самого Дома Советов, то старые тополя, а то и совершенно здоровые липы. В моде этой зимы было ноу-хау от городских дорожников: сносить ножами тракторов молодые саженцы. Ульяновск вдруг потерял тот блеск, которым ещё так недавно обладал. Он вновь пыльный, грязный и провинциальный. В нем сносят исторические здания, понемногу перестают ухаживать за парками. Город вновь погружается в состояние, в котором он пребывал в годы генерал-губернатора Шаманова и мэра-полковника Романенко.
Александр Сергеев
Фото: Телеграм-канал «Симбирский шугожор»
Подпись: Подземный переход на улице Пушкарева