«Предложение», от которого невозможно отказаться
Оно для театралов есть у ульяновских кукольников.
Осенью этого года исполнится 135 лет как в недавнем прошлом врач и к тому времени уже известный литератор Антон Чехов пишет одну из самых остроумных и смешных своих комедий-одноактовок «Предложение». С тех пор эта шутка пережила десятки сценических трактовок (вплоть до мюзикла даже) и не меньшее количество экранизаций. И вот новая постановка.
На сей раз отметиться решили ульяновские кукольники. Успели как раз к юбилею маленькой комедии. Премьера «Предложения» от димитровградского филиала областного кукольного закроет сезон в театре 30 июня. Специфика театра кукол оказалась к внешнему выражению главной мысли, идеи пьесы-шутки, по определению самого Антона Павловича, вполне себе кстати. Куклы, а в случае с новой ульяновской премьерой «Предложения» маски, особенно точно демонстрируют: многие и зачастую становятся игрушками в руках судьбы-злодейки. Исполнительница главной женской роли в этом новом спектакле Светлана Корнеева уверена:
- Театр кукол – универсальный вид искусства, чтобы даже ярче, чем способен театр драматический, показать, как это, когда люди пытаются устроить свое счастье не по велению сердца, но под диктовку взглядов общества, расчетов, стереотипов. В таких случаях даже говорится «примерил чужую личину». Тут и пригодятся маски кукольного театра.
Очень выразительный внешний ряд спектакля режиссёру Наталье Крамер помог создать известный ульяновский художник-сценограф Дмитрий Бобрович. Этот уже зарекомендовавший себя тандем работал над спектаклем «Свадьба» по Зощенко. И вот теперь, как шутит сама Крамер, «решили сделать «Предложение», потому что «Свадьба» у нас уже состоялась, а её без предложения не бывает». У Бобровича в данном случае всё кстати. И оживающее чучело лося, превращающее монолог одного из главных героев Ломова в милый и забавный диалог. И оригинальные планшетные мимирующие куклы. Такой приём, например, позволяет с лёгкостью путём пусть даже чуть заметного удлинения шеи персонажа превратить его в некое подобие змеи и показать тем самым то склочный характер, то, напротив, излишне гибкую мягкотелость.
И возвращаясь к неповторимому чеховскому тексту. Он в интерпретации театра кукол своеобразно интересен.
- Мы прикоснулись к этому великому тексту по-своему, и в этом счастье, – продолжает Светлана Корнеева.
Гротесковость Чехова в данном случае оригинально коннотируется и коррелируется со свойственным этому виду театрального искусства некоторому перебарщиванию. Получается, чем неискреннее и фальшивее ведёт себя кукольный персонаж, тем парадоксальнее достигается органичность «чувств» и «эмоций» героев «Предложения». И, оказывается, куклы могут глубже погрузить зрителя в состояние эмоционального возбуждения, порой граничащего с аффектом. И вечные спор и брань, и достойное лучшего применения упорство в нежелании выстраивать отношения, и патологическое неумение договариваться, даже просто слышать друг друга – всё это становится зримым краеугольным камнем, о который разбилось множество человеческих судеб. Злободневно ли и актуально? Бесспорно, когда «высокие чувства» на наших глазах обесцениваются. При этом всё незайтеливо прячется за анекдотичность ситуации…
Материалы полосы подготовил Алексей Романов
Фото: ulpressa.ru