Подсолнечное дешевле пальмового
На прошлой неделе цены на подсолнечное масло в России снизились в среднем еще на две тысячи рублей за тонну. А на мировом рынке оно уже продается дешевле пальмового, которое не ругает только ленивый. Такие данные приводят различные аналитические центры, изучающие стоимость продовольствия. Главная причина – переизбыток предложения подсолнечного масла на планете и его рекордное производство в России. Почему же это не отражается на ценах в наших магазинах, а порой происходит даже наоборот? Подобное творится не только с растительным маслом, но и с другими продуктами, которых, согласно прошлогодним осенним отчетам, в стране полным-полно.
Когда у нас цены снизятся?
Весной бутылка подсолнечного масла (это не всегда ровно литр, чаще – 0,9) стала дорожать и перешагнула рубеж 80 рублей в наиболее дешевых торговых точках Ульяновска. В июне чуть-чуть отыграла назад, но не до тех цен, что были зимой. Происходит же всё это на фоне таких мировых тенденций.
По данным агентства «Совэкон», к началу июня стоимость подсолнечного масла на мировом рынке опустилась до 740 долларов за тонну: последний раз на столь низком уровне цены находились в мае 2020 года. Как отмечается в отчете Центра ценовых индексов Газпромбанка, продукт сейчас в среднем стоит на 19 долларов дешевле тонны пальмового масла. Ситуация явно ненормальная, так как подсолнечное масло считается более качественным, чем пальмовое. Специалисты объясняют очень низкие цены тем, что предложение подсолнечного масла в мире сегодня значительно опережает спрос на него, а в России, к тому же, случилось перепроизводство. По данным «Совэкона», с сентября 2022 года по май 2023-го года в РФ произведено 6 млн тонн растительных масел, включая 4,3 млн тонн подсолнечного, против соответственно 5,1 млн тонн и 4 млн тонн сезоном ранее. Еще и не весь последний урожай подсолнечника переработан: на 1мая, согласно статистике, у его российских производителей оставались запасы в 1,7 млн тонн, что на 74 процента больше предыдущих. Цена подсолнечника в апреле 2023 года упала почти в два раза. А виды на будущий урожай этой культуры в России пока тоже вроде бы неплохие.
Поэтому и ульяновским покупателям стоит, по логике, ожидать снижения цен на растительное масло в рознице. Не сбавлять цены в сложившейся ситуации будет просто наглостью со стороны тех, кто занимается реализацией растмасла. Хотя государство на наглость бизнеса обычно смотрит сквозь пальцы.
Похожее абсурдное положение и с сахарным песком. В 2022 году посевы сахарной свеклы в стране, в том числе, в Ульяновской области, были увеличены. Урожай оказался неплохим, и производство сахара в России превысило 6 млн тонн, чего хватает не только для полного обеспечения внутреннего рынка, но и для экспорта. Тем не менее, сахарный песок тоже пошел в рост после зимы: в ульяновской рознице его постепенно стало невозможно купить дешевле 60 рублей за килограмм. А недавно в магазине одной их крупных торговых сетей был замечен ценник на сахарный песок по 68 рублей с указанием «социальная цена». Ну, не наглость ли?
Зачем нужны «Пенсионерам скидки»?
Читателей «СК» огорчают и другие выкрутасы с ценниками, постоянно встречающиеся в магазинах самообслуживания. Недавно позвонившая в редакцию пожилая женщина рассказала о случаях, с которыми сталкиваются многие ульяновцы. Когда на полке указана одна цена, а на кассе за товар берут дороже. Он уже подорожал, но ценник не сменили. Разницу в такой ситуации должны вернуть (и возвращают обычно), но разве старики всегда за этим уследят, сетует наша читательница. Как и за сроком годности продуктов, которые не всегда сумеешь отыскать на упаковке: или шрифт мелкий, или информация размещена так, что не отыщешь. А просрочку из торгового зала не всегда убирают вовремя, вот и попадаются люди на удочку, говорит позвонившая нам женщина.
Порой забивает голову пожилым людям и ненадлежащая реклама. Антимонопольная служба (ФАС) недавно оштрафовала за это сеть магазинов «Пятерочка». Граждане пожаловались в ФАС на то, что реклама «Пенсионерам скидки» торговой сети «Пятерочка» (рекламодатель - ООО «Агроторг»), распространяемая в эфире «Первого канала» и «России-1», вводит их в заблуждение. ФАС установила, что информация в видеоролике дает потребителям основания полагать, что акция распространяется на все товары в магазинах этой сети. Однако, скидка действовала только в отношении отдельных категорий товаров. Полная информация об условиях акции сообщалась лишь на официальном сайте ритейлера и в дисклеймерах (письменное уведомление об отказе от ответственности за последствия, опубликованное в рекламном ролике или рекламном посте) к рекламе. При этом текст дисклеймеров был выполнен мелким шрифтом и демонстрировался в видеоролике очень короткое время. Таким образом, существенная для потребителей информация об условиях акции присутствовала в рекламе формально. В связи с этим ФАС возбудила в отношении ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») дело по признакам нарушения рекламного законодательства. По итогам рассмотрения дел, сообщает ФАС, реклама была признана ненадлежащей, ее в данном виде предписано прекратить. Компании назначен штраф в 300 тысяч рублей.
Расчет же был, видимо, прост: придут люди за скидками и что-нибудь купят, глядишь, и без них.
Владимир САМАРИН
Фото: moi-magaz.ru