ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Село между рекордами и проблемами

Неоднозначным и даже противоречивым выдался минувший год для сельского хозяйства Ульяновской области. Оно столкнулось с такими проблемами, как возросшие затраты на производство продукции в растениеводстве и животноводстве, санкционное воздействие, экспортные ограничения. Казалось, не до жиру — быть бы живу. Однако ульяновские крестьяне во многом неожиданно завершили 2022 год с рекордными урожаями по зерновым культурам, по подсолнечнику, увеличили производство яиц. В то же время в регионе упали общие надои молока, да и финансовые показатели у многих сельхозпроизводителей оказались не столь успешными, как предполагалось. Все это отражено в годовом отчете министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (а теперь еще и заместителя председателя облправительства) Михаила Семенкина перед депутатами Законодательного Собрания.

Зерна много

По словам министра, в 2022 году в сельском хозяйстве России выросли затраты на сельхозтехнику (на 30-50 процентов к уровню 2021 года), на минеральные удобрения (на 70 процентов — с 2020 года), на семена (до полутора раз — в зависимости от культуры), на корма и кормовые добавки. Проблем добавляли сложившиеся в последние годы традиционные поставки из зарубежных стран, ставших теперь недружественными. В животноводстве приходилось преодолевать высокую зависимость от импортных племенной продукции и кормов, в растениеводстве — от семенного материала, средств защиты растений, запчастей для техники. Ульяновские сельхозпредприятия, как могли, выкручивались из этой ситуации — в том числе, при бюджетной поддержке, на которую было направлено 4,6 миллиарда рублей из областной и федеральной казны.

Как заявил Семенкин, действовали различные виды государственной помощи аграриям — погектарная субсидия, средства на развитие элитного семеноводства, субсидия на килограмм реализованного молока собственного производства, на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и приобретение племенного молодняка, гранты производителям, обеспечившим прирост производства молока, субсидии на развитие семейных ферм. Где-то это срабатывало лучше, где-то — хуже.

В частности, валовой сбор зерновых и зернобобовых за прошлый год составил в регионе 2,1 миллиона тонн — такого не случалось последние 40 лет. Достигнута небывалая для наших краев средняя урожайность — 33,7 центнера с гектара. А по сбору подсолнечных семян, несмотря на мешавшие уборке дожди, превышен абсолютный рекорд — 381 тысяча тонн зачетного веса. В целом, объем валовой продукции сельского хозяйства превысил в Ульяновской области в прошлом году 83 миллиарда рублей, что на 24 миллиарда больше предыдущего года. Индекс физического объема произведенной продукции составил 123,4 процента: это выше, чем в среднем по ПФО (120 процентов) и России (110 процентов). За 2022 год предприятия АПК нашего региона уплатили (без учета торговли) 22,6 миллиарда рублей налогов, став одними из главных наполнителей областной казны.

Молока недобор

В то же время, отметил министр Семенкин, положение сельчан, несмотря на достигнутые успехи, уверенным не назовешь. Из-за негативных факторов финансовые показатели отрасли выросли незначительно, а кое в чем даже ухудшились. Например, в свиноводстве выручка с учетом цен и валового объема выросла на 16 процентов, но чистая прибыль снизилась на 6,4 процента, а уровень рентабельности упал на 5,5 процента. Перенасыщенность внутреннего рынка зерном привела к уменьшению рыночных цен на него до нулевой рентабельности. Подобное положение с подсолнечником, стоимость которого сейчас тоже снижается, благодаря большим запасам в стране.

А молока в Ульяновской области в минувшем году и вовсе произвели в хозяйствах всех форм собственности на 6,1 процента меньше (203,9 тысячи тонн), чем за предыдущий период. И это при обильнейшем урожае зерновых, значительный объем которого в нашем регионе годится именно на фураж. Причем, надой от фуражной коровы в прошлом году в хозяйствах региона, по данным министерства АПК, в среднем увеличился. Но на производстве молока отразилось сокращение поголовья крупного рогатого скота на 10,2 процента — до 96,8 тысячи голов.

Депутат законодательного собрания, владелец сельхозпредприятия «КФХ «Возрождение» Вадим Мартынов заявил, что в этом году мелкие производители молока на 100 процентов умрут, потому что их убивают торговые сети. Производителям, по словам Мартынова, предлагают снижать цены на два-три рубля (хотя контракты, как правило, заключены на год), вынуждая продавать сырое молоко ниже себестоимости.

— В торговых сетях же молоко ни на копейку не подешевело, — говорит депутат-аграрий, —у нас была цена отпускаемого молока 40 рублей за килограмм, сейчас нас вынудили снизить ее до 37 рублей. Переработчик отдает сетям наше молоко в 900-граммовой упаковке за 45 рублей — фактически по 50 рублей за килограмм. А в магазинах его цена доходит уже до 100 рублей. Получается, основной доход имеет торговля, переработчики — пять процентов, мы же — когда плюс, когда минус. До этого снижение цен на молоко нивелировали цены на мясо, а сейчас оно тоже упало. Из-за высокой розничной цены у людей пропадает возможность покупать молочные изделия в нужных объемах, а это — социальные продукты. Падение продаж ведет, в конечном итоге, к снижению производства молока. Нужно как-то решать вопрос с сетями, которые не слушают никого.

Министр Семенкин предложил решать проблему на федеральном уровне, установив предельные надбавки для торговых сетей на социально значимые продукты ­питания. Однако, в аграрном комитете ЗСО не уверены, что это принесет ожидаемый эффект: даже если инициатива федералами будет поддержана, то на доведение соответствующего закона до ума потребуется около года, а помощь сельчанам нужна сейчас. Быстрее получится дополнительно субсидировать производителей молока в регионе из бюджета. Но тут есть другая проблема: господдержку сельхозпроизводителям в Ульяновской области в нынешнем году и без того планируется увеличить до 5,63 миллиарда рублей. На всё денег может просто не хватить.

Виктор ГОНЧАРОВ