Не вмешивайтесь, граждане!
Начиная с весны в городах, как правило, активизируется разнообразная новая застройка. В том числе — точечная, которая так досаждает жителям. Ульяновские власти вроде бы признают, что она уродует облик города, однако почему-то ничего не могут с ней поделать, продолжая выдавать разрешение застройщикам. А накануне весны всяческому строительству в регионе даже продлен «режим наибольшего благоприятствования». Общественные слушания и публичные обсуждения по градостроительным вопросам отменены еще на год — до конца 2023-го. Ульяновцы по-прежнему лишены хотя бы минимальной возможности повлиять на реализацию каких бы то ни было строительных идей, на комплексное развитие территорий. Несколько депутатов ЗСО указывали на утрату прозрачности в вопросах застройки и на возможную коррупциогенность решения. Однако, по существу, вряд ли что-то изменится.
Впервые общественные обсуждения и публичные слушания при изменении генеральных планов населенных пунктов, правил землепользования и застройки, изменения функционала зон, границ территорий и т.д. были отменены в Ульяновской области еще в мае прошлого года. Областное правительство приняло на этот счет постановление «Об особенностях осуществления градостроительной деятельности», действие которого распространялось до конца 2022 года. Исключение из процесса простых граждан объяснялось исключительно благими целями — желанием сократить сроки подготовки территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов и утверждению необходимой градостроительной документации. К тому же облправительство ссылалось на приведение местных правил в соответствие с федеральным законодательством. Действительно, после начала специальной военной операции был принят в марте 2022 года российский закон, дающий право исполнительной власти регионов вводить дополнительный перечень случаев, когда можно без участия общественности принимать изменения в генпланы, проекты планировки территорий — в целях минимизации сроков строительства объектов оборонного значения и объектов, связанных с импортозамещением. Но, во-первых, федеральный закон лишь дает право регионам отменять публичные слушания, а не требует этого. Во-вторых, ряд экспертов уже тогда отмечал, что ульяновское постановление трактовало отмену слишком широко, подведя под нее очень много аспектов градостроительной деятельности, а не только те, что обусловлены СВО и импортозамещением. Тем не менее, документ тогда был принят и действовал до конца прошлого года. А теперь областной кабинет министров решил распространить постановление и на 2023 год, дополнив еще одним пунктом — о «создании условий для планировки территорий муниципальных образований и обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц».
Ряд депутатов и представителей общественности обратились в прокуратуру с просьбой провести проверку законности постановления. Они аргументировали тем, что при сохраняющемся порядке общественный контроль в сфере градостроительства ослабнет, многие важные решения будут приниматься келейно, что может способствовать росту коррупции. Прокуратура в ходе своей проверки коррупциогенный фактор в постановлении обнаружила. Однако только в добавленном в 2023 году пункте о «создании условий». Надзорный орган решил, что это слишком широко определяет условия отмены обсуждений и слушаний. Данный пункт из постановления предложено исключить. В облправительстве не возражают, но всё остальное, то, что действовало в прошлом году, намерены сохранить. Общественные слушания и публичные обсуждения в большинстве своем по-прежнему отменены.
Последняя попытка не допустить этого была предпринята 21 марта, когда на заседании промышленного комитета Законодательного Собрания отчитывался министр имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Михаил Додин (его ведомство разрабатывало проект постановления). У него поинтересовались не отменить ли все-таки целиком документ, резко сужающий возможности граждан знакомиться с планами по застройке и как-то влиять на них.
— Отменять постановление нельзя. Оно направлено на упрощение процедуры в период спецоперации. Это касается строительства социальных объектов и инженерной инфраструктуры для быстрого принятия решений о развитии территорий. Эта практика правильная. Прокуратура обратила внимание на формулировку лишь в одном пункте, которую посчитала обтекаемой, — ответил министр Додин. На этом возражения депутатов закончились.
А тем временем ульяновцев продолжает возмущать точечная застройка, «садящаяся» на старые коммунальные сети, в микрорайоны, где не хватает социальных объектов. На грозящий снос их домов под новостройку жалуются жители улицы Федерации. На улице Оренбургской, в районе ЦГКБ, разворачивается возведение многоэтажного жилья, для чего снесут здание заброшенного детского сада, выкупленного застройщиком пару лет назад. Говорят, заодно спилят сотню деревьев ближайшего лесопарка — куда же без этого. В Сети ходит информация, что местные жители собрали полтысячи подписей под обращением против этой стройки. Но кто их слушает?
Виктор БОРИСОВ
Фото https://www.youtube.com/watch?v=wVeXbRjDN8g&app=desktop