Запрос на духоподъёмность
Люди могут петь вместе, укрепляя своё душевное состояние
19 февраля в помещении креативного пространства «Квартал» состоялось первое после очень долгого перерыва выступление ульяновского автора-исполнителя песен Марата Хаердинова. Марат известен в Ульяновске ещё и как врач, мануальный терапевт. Именно вопрос о том, как всякого рода музыка способна повлиять на здоровье человека, и стал основной темой разговора.
«Мышление осатанелого индивидуалиста»
- Марат Сафович, вы известны в Ульяновске не только как врач, но и как автор-исполнитель песен… Если как врач вы практикуете постоянно, то с гитарой вас, особенно на сцене, в последние года мало кто видел. Что послужило поводом прервать молчание?
- Дело в том, что мои потребности как-то совпали с потребностями общества – как я их себе представляю в данный исторический момент. Сейчас и обществу, и мне, как части всё того же общества, необходима духоподъёмная песня. Не столько «призывная», критико-сатирическая, или просто чувственно-лирическая, сколько именно духоподъёмная. Объединяющая! То, что люди могут петь вместе, укрепляя своё душевное состояние. Это могут быть песни самого разнообразного содержания, в основе которых может лежать самая разная музыка – не обязательно в мажоре. Это песни, от которых человеку становится хорошо. Или просто лучше, чем было. Именно из них, таких песен, я и попытался составить программу…
- Но «духоподъёмность» каждый понимает по-своему. Современный отечественный шоу-бизнес предлагает народу массу «бодрячка», с которого молодёжь, может быть, «тащится», но и тупеет…
- Да, дури на эстраде много. Именно это в своё время имел в виду наш замечательный писатель-фантаст Иван Ефремов, вложивший в уста одного из персонажей романа «Лезвие Бритвы» такое понятие – «мышление осатанелого индивидуалиста». Это – когда кто-то желает самовыразиться, независимо от того, насколько он талантлив, грамотен, наделён хоть каким-то вкусом. При этом, он не считается с чужим мнением и особенностями восприятия. Главное – возвыситься бугром над всеми окружающими - и будет тебе счастье… В чём преуспел и отечественный, и мировой шоу-бизнес – так это в том, что научился штамповать «звёзд», «кумиров», «идолов» из абсолютных посредственностей, а порой даже из полных ничтожеств.
- Это так же очевидно, как и то, что противопоставить что-либо этому явлению в настоящее время практически невозможно. Скажите, как врач, насколько вообще музыка, литература и прочее искусство способны влиять на состояние здоровья человека – в том числе, и душевное…
- Песня – это, в любом случае, какие-то вибрации, которые не могут не отражаться на общем самочувствии человека. Это и обычная физика, и элементарная физиология… Сейчас различными поп-музыкантами, и не только ими, нередко используются низкие частоты, которые доносятся из автомагнитол, звучат в кинотеатрах и на дискотеках. И никто не принимает во внимание того доказанного и очевидного факта, что низкие частоты – это средство убийства мозга. Психологический эффект от них подобен действию наркотиков и ведёт через эйфорию к разрушению нервной системы. Советские ГОСТы вообще предписывали не опускать частоты ниже 16 герц. И колонки, производившиеся в СССР, имели техническое ограничение по воспроизведению низких частот. Всё, что ниже данного уровня, может нарушать ритмы мозга, сбивать ритмы сердца, вызывать различные психопатические реакции. И это очевидно - стоит посмотреть на то, что творится с публикой на многих рок-концертах… А частота в 5-6 герц – это уже инфразвук. Мы его не слышим, но он вызывает панические ощущения, страх и ужас. Это, скорее, оружие, способное сделать так, чтобы толпы народа в ужасе разбегались, чтобы люди затаптывали друг друга, пытаясь спастись от неведомого ужаса. Так что граждане, которые запираются в коробке своего авто и врубают «музыку» так, что «дискотека» гремит на сотни метров вокруг, по сути – самоубийцы. Непомерно громкая музыка разрушает барьерные функции мозга, и на смену естественной человеческой способности мыслить приходят некие «вегетативные» реакции, активируется изначальная животная природа, не сдерживаемая разумом. Теряется контроль сознания. Вплоть до потери памяти.
- Почему же многих людей, особенно молодых, так тянет на всё на это?
- Тут дело в том, что в ответ на любые разрушающие факторы мозг начинает вырабатывать защитные гормоны, в том числе, и пресловутые эндорфины – «гормоны счастья». Находясь под прессингом акустической травмы, мозг вырабатывает наркотизирующие вещества. И человек кайфует, пока его мозг разрушается. С каждым разом он старается сделать звук всё громче и громче, частоты – всё ниже и ниже, потому что этот наркотик, как и любой другой, требует постоянного повышения дозировки. И однажды наступает момент истощения. Бывает так, что в юности ненасытно слушаешь громкую музыку, а к тридцати годам всё болит, и сердце отказывает.
- Но есть, вероятно, у этого вопроса и другая сторона. Существует музыка, которая на здоровье влияет благотворно?
- Конечно. Но даже самая прекрасная музыка, которая органично сливается с человеческой психикой, по уровню громкости и частотным характеристикам не должна отклоняться от определённого уровня. Кстати, в действительно качественной звуковоспроизводящей аппаратуре нет таких функций как регулировка громкости и частот. Как записана музыка в студии или в концертном зале – так она и звучит. Но это очень качественная и очень дорогая аппаратура, которой в быту мало кто пользуется.
Музыка – средство от «всякого умственного помрачения разгневанной души»
- Лечебные методики, связанные с музыкой, существуют?
- Применение музыкальных инструментов в лечебных целях известно со времён Пифагора, а это V век до Рождества Христова. Наверняка, это делалось и раньше, но именно о Пифагоре есть первые исторические свидетельства. Он был не только известным математиком, но ещё и музыкантом, и целителем. А кто-то из его биографов, вообще, выдвигает на первый план его учение о нравственном и практически-медицинском значении музыки. У Пифагора были специальные мелодии, сочиненные для разных душевных состояний. Одни из них служили средством воздействия против уныния и переживаний, другие - против раздражения и «всякого умственного помрачения разгневанной души». Как целитель он был гораздо интереснее современникам, чем как математик.
- А эффективность его методов чем-то подтверждается?
- Достаточно сказать, что к нему неуместна была бы такая претензия: ты, мол, врач, а почему сам такой больной? Пифагор дожил до восьмидесяти лет – немыслимого по тем временам возраста. Он был спортсменом, победителем пяти Олимпиад по кулачному бою. Он, наверняка, прожил бы и дольше, но, по одним свидетельствам, смерть его наступила после сорокадневного голодания, когда он нашёл убежище в «святилище муз», скрываясь от преследований завистников, по другим – погиб в бою, сумев перебить большую часть врагов. Именно он создал те гармонические ряды, которые, впоследствии, получили название «музыка сфер», где не только математически, но в музыке отобразил своё понимание строения вселенной. Та музыка до нас не дошла, но само её существование вдохновило многих композиторов попытаться сделать то же самое. Даже Моцарт пытался, но жизни не хватило.
Скоморохи – это не попса!
- Всё это было давно, а что нашим-то современникам можно порекомендовать?
- Самое близкое к гармоничному восприятию нашим организмом - это пентатонический строй…
- Я бы попросил тут не выражаться!
- Перевожу: пентатоника – это то, что мы условно называем татарской песней, это звукоряд, не содержащий полутонов, очень гармоничный строй для спокойного и лёгкого восприятия. Хорошо также «ложатся» вещи, где мажорное содержание не входит в конфликт с минорной музыкой. Бодрая мелодия в минорной тональности заставляет человеческий мозг чувствовать себя обманутым. В этом смысле честная музыка – это рок-н-ролл и блюз, например… Известный психоневролог, академик Владимир Бехтерев, основатель современной музыкотерапии, например, лечил от депрессии Сергея Рахманинова, которого чуть не свела с ума работа над Пятым фортепианным концертом, а сама премьера закончилась провалом. Бехтерев ходил к нему несколько дней с виолончелью, с каждым разом исполняя всё более бодрые композиции. И, в конце концов, Сергей Васильевич вышел из транса, поднялся, обнял Владимира Михайловича и сказал: «Вы лучший виолончелист среди врачей и лучший врач среди виолончелистов». Кстати, в рекомендациях по музыкотерапии на одном из первых мест – звучание скрипок, виолончели, струнных квартетов и квинтетов, и вообще классической музыки в исполнении симфонических оркестров. Одно время в советской медицине музыкотерапия была весьма заметным направлением.
- А сейчас?
- Сейчас о ней, к сожалению, мало что слышно. Сейчас больше занимаются психоакустикой, чем музыкотерапией.
- В чём разница?
- Психоакустика заставляет человека содрогнуться от акустических эффектов. Своего рода шоковая терапия. Что касается музыкотерапии, то её суть – в постепенности. Если человека надо вывести из депрессии, следует начинать с грустной музыки, которая гармонично сочетается с его состоянием. А потом постепенно выходить на более оптимистичные мотивы.
- А собственные сочинения вы создаёте с учётом этой методики?
- Когда-то давно, в начале века, мы с группой товарищей - Юрием Бадановым, Виктором Букиным, Ириной Решетовой и Ириной Хаердиновой - выпустили альбом «Игра света», который был построен именно на этом принципе. А так… Песен на свои стихи я не пишу давно. Последние появились где-то четверть века назад. Сейчас мне более интересны чужие стихи, поиск той музыки, которая заложена в данное стихотворение данного поэта.
- Если она там есть…
- В действительно хорошие стихи музыка заложена всегда. Не знаю, как другие, но я её вижу в цветах. Если я вижу в стихотворении какую-то цветовую гамму, это сигнал, это знак, что в нём можно найти и музыку.
- Ну, если это общее правило, то, похоже, большинство композиторов, что подвизается в шоу-бизнесе – дальтоники. Но ведь и публика нередко подхватывает дурацкие и абсолютно бессодержательные поделки. Почему?
- Люди, насколько мне известно, пели с давних времён. Всегда были песни длинные, всегда были песни короткие… И мне до определённого момента было не совсем понятно, почему, например, «Былина о Ермаке» может непрерывно петься по пять-шесть часов… И однажды до меня дошло, что песни бывают в основе своей принципиально разные – они могут носить и культовый характер, и самый, что ни на есть, утилитарный. Если для культовых песен – молитв, мантр, гимнов, каких-то обрядовых композиций было важно всё – и музыка, и текст, и общий смысл, и создание какого-то настроя, то для утилитарных обычно было достаточно ритма. Например, идёт караван, и погонщики верблюдов что-там поют, задавая своим «кораблям пустыни» определённый темп движения. Или косари издают ритмические «ахи-охи» в такт взмахам косы. И не так уж давно такого рода произведения начали перерождаться в то, что мы сейчас называем «популярной музыкой».
- А как же скоморохи, например? Они с давних времён «тешили» своими песнями и народ, и бояр, и царей. Чем это не развлекательная музыка?
- Стоит лишь вспомнить эпизод из фильма Тарковского «Андрей Рублёв», где опричники схватили скомороха за то, что тот песни пел. То, что делали скоморохи – это, скорее, бардовская песня, социальная сатира, но точно не «попса». Надо просто разделять такие понятия как «искусство» и «культура». Искусство – это то, что люди создают в меру своего понимания, своих ощущений, своего таланта, а культура – это традиция, передаваемая из поколения в поколение. Это весь этический фон жизни конкретного народа, определённого этноса. Лично я то, что творит современный шоу-бизнес, в контексте культуры не воспринимаю. Это не относится ни к традициям, ни к категориям этики. Это не способствует духоподъёмности, о которой я сегодня уже говорил, это не даёт никакого оздоровительного эффекта. Но не все это понимают, не все способны понять. Я далёк от того, чтобы сетовать на «современную бездуховность», хотя бы потому, что люди с разным уровнем восприятия были всегда, в любые времена. А для здоровья, конечно, стоит слушать, не то, что нам настойчиво навязывают, а настоящую музыку в исполнении действительно хороших исполнителей. Очень многие так и делают. Во всяком случае, концертные залы, где звучит классическая музыка, точно не пустуют…
Анатолий Капустин, фото автора
К фото:
А не спеть ли нам что-нибудь духоподъёмное!
Почтенная публика.