«Вам надо в Италии жить…»
Во времена мягких междугородных автобусов «Икарус» советской эпохи поездка между Ульяновском и Самарой (тогда — Куйбышевом) была приятной во всех отношениях, кроме периодического дефицита билетов. Едешь себе с комфортом от одного современного автовокзала тех лет до другого и в ус не дуешь. Автобус в дороге, как минимум, дважды останавливался — в Димитровграде и у родничка, что ближе к Самаре. Там можно было прикупить еды и питья (или напиться воды прямо из источника), сходить без проблем в туалет. Сегодня крупные автобусы между нашими городами иногда еще курсируют. Ходят и машины средней вместимости, и совсем маленькие — типа маршруток, не очень приспособленных для поездок на дальние расстояния. С сервисом стало хуже однозначно. Одни только затяжные бои вокруг платности и бесплатности туалета на димитровградском автовокзале чего стоят — прямо столетняя война. Сегодня коммерция там опять восторжествовала над здравым смыслом: за вход в туалет плату требуют со всех. Также к автопутешествию между Самарой и Ульяновском, увы, добавились и новые негативные моменты. Об этом поведала в своем письме жительница нашего города.
Недавно ей с мужем пришлось добираться в Ульяновск из самарского аэропорта Курумоч. Прямых автобусных рейсов к нам оттуда нет (а раньше были), таксисты просят за поездку пять-шесть тысяч рублей, поэтому супруги решили отправиться домой автобусом через Самару. На центральном автовокзале этого города они столкнулись с первой неприятностью: как сообщает автор письма, зал ожидания там не отапливался. Вот какой разговор по этому поводу состоялся у нее с работницей справочного бюро:
«На вопрос: «Почему холодно на вокзале?» услышала ответ: «Отопление не предусмотрено»
— «А как же нам три часа до отправления автобуса сидеть в таком холоде?»
— «А вы не сидите, походите по магазинам вокруг вокзала».
— «Вы предлагаете с багажом ходить по магазинам?»
— «Багаж сдайте в камеру хранения» (это платно).
— «Вы предлагаете нам, пожилым людям, топать по глубокому снегу, чтоб согреться?»
— "Ну, вы не одни такие, другие тоже топают» (вокруг автовокзала дороги были нерасчищены, мы еле протащили чемоданы).
— «А как быть больным людям, с детьми?»
— «Надо одеваться в шубы, меховые шапки».
— «Но вы-то сидите в тепле?»
— «Да, мы в тепле».
— "Значит, для пассажиров отопление не предусмотрено, а для вас предусмотрено?»
— «С вашими запросами вам надо жить не в России, а где-нибудь в Италии. Там снега нет».
Видимо, устав отвечать на мои вопросы, женщина в справочном бюро отключила микрофон».
Другая неприятность ожидала путешествующих в Димитровграде. Да-да, тот самый пресловутый вокзальный туалет, вокруг которого сломано столько копий. Когда-то справить нужду в отхожем месте автовокзала города атомщиков мог бесплатно любой желающий — даже, если он никуда не ехал. Но потом в России появилось милое для бизнеса понятие «платный туалет» — и началось. Бывшие бесплатные туалеты во многих местах, в том числе на автовокзале Димитровграда, превратились в платные. Позже власти вроде бы опомнились и повелели, чтобы в таких публичных местах, как вокзалы, больницы и т.п. вход в туалеты был свободным. Потом бизнес отвоевал себе право пускать в вокзальные туалеты бесплатно лишь пассажиров, имеющих на руках билеты, с остальных брали деньги. Однако даже в этот период тетеньки, взимающие плату за вход в сортир димитровградского автовокзала, старались стрясти деньги со всех, хотя рядом одно время объявление висело, что с транзитных пассажиров плата не берется.
Теперь туалетный бизнес на автовокзале, видимо, одержал тотальную победу. Вот что говорится на этот счет в письме: «Проехав три часа от Самары до Димитровграда, пассажиры нашего автобуса ринулись в туалет на автовокзал. А он — платный для всех. На вопрос: «Почему? Я же транзитный пассажир!», услышала, что теперь платить должны все по 20 рублей.
Спросила у водителя автобуса, куда они ходят. Оказывается, тоже в платный. Вечером, после 19 часов, когда вокзал закрыт, транзитным пассажирам предлагают ходить в кустики. В автобусе, на мое возмущение сказали грустно: «А что вы хотите? Это — частник».
Также автор письма с горечью повествует о том, как пришлось перевозить багаж, путешествуя между Ульяновском и Самарой: «Купили два багажных билета (один билет — 120 рублей). У водителя спросили, куда ставить багаж? Он неопределенно пожал плечами. У контролера, который проверял билеты при посадке, тоже спросили об этом. Ответ был: «Поставьте назад». Но сзади всё было занято сумками других пассажиров. В итоге один чемодан поставили в ноги между собой и ехали, скрючившись, а другой — в проходе. И мужу приходилось каждый раз поднимать чемодан на колени, когда по проходу кто-нибудь двигался. В автобусе не было багажного отделения. И, по справедливости, перед нами должны были извиниться и вернуть деньги. Но каких мы хотим извинений? Это же — частник!!!»
Заканчивая свое горькое повествования о неприятностях в дороге, устроенных теми, кто должен обеспечивать пассажирам комфорт, женщина отмечает, что не надеется ни на какое улучшение, но все-таки пишет, «чтоб об этих безобразиях знали все». А мы где-то в глубине души все же надеемся, что ситуацию можно изменить к лучшему при желании тех, кто контролирует частников. Потому и печатаем.
Виктор ГОНЧАРОВ
Фото https://kartinkin.net/pics/21435-kurorty-italii.html