Несвоевременная гигантомания
В советское время шутили: когда не было досок для ремонта коровника, руководство на собраниях переходило к разговорам о строительстве коммунизма. Нечто похожее происходит сегодня в Ульяновске. Городские власти вещают про обустройство в будущем набережной Волги за миллиарды рублей, про внедрение троллейбусов на автономном ходу для перевозки пассажиров с берега на берег. При этом текущая жизнедеятельность Ульяновска находится в аховом состоянии: действующий общественный транспорт работает сегодня отвратительно, многие тротуары и дороги покрыты толстой наледью, в лечебных учреждениях не хватает персонала…Считается, что на все это недостаточно финансирования. Впрочем, нет его и на крупные красивые прожекты, тем не менее, разговоры о них периодически возникают.
Многоярусный «торт» набережной
На сей раз про обновленную набережную Волги в центре города и автономные троллейбусы заговорил временно исполняющий обязанности мэра Ульяновска Дмитрий Зверев на встрече с журналистами в честь Дня российской печати. Он отметил, что проектирование противооползневых работ на волжском склоне подходит к завершению, и коснулся темы будущего строительства набережной. За новую современную набережную в свое время ратовал бывший мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин и даже вроде убедил главу региона Алексея Русских в необходимости такого проекта, для чего нужно выбить софинансирование из Москвы – вплоть до получения инфраструктурного кредита. Сегодня Вавилина в мэрии уже нет (как и федеральной помощи), однако его идея в некотором виде живет. Предварительно работы по набережной оцениваются в 10 миллиардов рублей. Вот что сказал по этому поводу врио мэра Зверев:
- На сегодня техническая часть уже проработана, мы ее презентовали в конце года губернатору. Концепцию также согласовали: она предусматривает террасирование склона. На нижнем ярусе предполагается прогулочная зона, на втором– зона активности с кафе и автодвижением, третья терраса – с возможностью малоэтажного строительства. Год назад я бы назвал этот проект приоритетным, но из-за складывающейся ситуации финансовые затраты слишком велики. Федеральные программы есть, вопрос в том, насколько мы сможем в них попасть – сейчас приоритеты несколько другие.
Непонятно зачем рассуждать о набережной, если приоритеты в стране сейчас другие. Да и конкретно для Ульяновска набережная, несмотря на всю ее возможную будущую шикарность, вряд ли является сегодня приоритетом – у города более насущных проблем выше крыши. Если же говорить непосредственно о трехъярусном «торте» набережной, то и здесь возникают вопросы. На вторую террасу планируется загнать кафешки, автомобили и всякую прочую активность. На третью - самую верхнюю – жилье, куда же в наше время без него. Строительство жилья влезает без мыла в любой проект в центре Ульяновска. Причем, если допустить малоэтажное, то потом так и жди на этом месте высотные «свечки»: изменят статус, переведут земли из одной категории в другую, нужную застройщику, согласуют, где надо. Подобное произошло только что на улице Дмитрия Ульянова, за гостиницей «Венец», где снесли два старых двухэтажных здания, не признав в них исторической ценности, и разрешили возводить многоэтажки. А недавно стало известно, что областное управление по охране объектов культурного наследия согласовало на рубеже годов экспертизу по проекту изменения зон застройки в квартале между улицей и переулком Кузнецова – недалеко от гостиницы «Октябрьская». Прежде здесь разрешалось возведение зданий высотой до 12 метров, а изменения предлагают увеличить «рост» многоэтажек до 22 метров. Переулок Кузнецова – это, практически, уже волжский склон. Так что и набережную никто не застрахует от появления высотного жилья, если допустить там хоть какое-нибудь.
Но вернемся к основному вопросу: если на ярусах новой набережной появятся кафе, жилье и прочая активная нагрузка, то выдержит ли постоянно ползущий склон? Ведь, по словам Зверева, проектирование противооползневых и берегоукрепительных работ для волжского склона еще не закончено. А потом еще и сами работы нужно выполнить – это новые расходы. Кстати, федеральное софинансирование данных работ было обещано еще в 2019 году, в знаменитом и широко распиаренном постановлении Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Ульяновской области». Тогда противооползневые мероприятия в целом оценивались в 15 млрд. рублей, теперь стоимость их, несомненно, возросла. То постановление Совфеда было последним козырем Сергея Морозова на закате его губернаторства. В 2021 году федеральных министров и сенаторов возил по Волге уже Алексей Русских, показывая ползущие берега с речной глади, и столичные чиновники вновь обещали помочь, взять проблемы на контроль. Много ли в целом за три года сделано? А ульяновские власти говорят про кардинальное обновление набережной – без состоявшегося берегоукрепления.
Автономные троллейбусы на мосту
Также врио мэра Зверев рассказал о планах приобрести для Ульяновска троллейбусы на автономном ходу и пустить их через старый волжский мост:
- При возможности федеральной поддержки мы обязательно этим займемся. В том числе пойдем на бюджетный инфраструктурный кредит. Проект в целом существенно улучшит транспортное сообщение. Тем более, в прошлом году мы обкатывали троллейбус «Адмирал», он устроил всех специалистов. Проектно-сметная документация полностью готова, и как только будет доступна федеральная поддержка, мы начнем проект реализовывать, он у нас в приоритете. Надеемся на этот год.
А еще для осуществления задуманного требуется построить тяговые подстанции для подзарядки (с обеих сторон моста), смонтировать контактную сеть с опорами на «восьмерке». Стоимость всего проекта оценивается в 1,1 млрд. рублей.
Опять непонятно, как можно ставить автономные троллейбусы в приоритет, если это зависит от федеральных средств, которые нам пока никто не выделил? Самостоятельно Ульяновск не осиливает в 2023 году приобретение даже обычного электротранспорта: как ранее говорил врио мэра, денег на это нет. Отметим, трамвайный вагон «Львенок» стоит сейчас около 70 млн рублей. С установкой опор для контактной сети на «восьмерке» вновь возникает дополнительная нагрузка на волжский склон, а про ход берегоукрепительных работ речь уже шла выше. Новые руководители, приехавшие в Ульяновск, не видели, что здесь происходило семь лет назад, когда грузовая «восьмерка» обширно поползла, и восстанавливать движение на ней пришлось потом полгода.
Непонятно и то, почему власти делают ставку в транспортном обслуживании через старый волжский мост именно на автономные троллейбусы. Это очень затратно и несет в себе лишние технические риски. Почему не развивать здесь привычное автобусное сообщение? Пассажирам ведь все равно, на чем их перевезут с берега на берег: главное, чтобы транспорт ходил не так, как сейчас, а регулярно и почаще – в том числе, в часы пик, вечером, в выходные. Закупка новых автобусов, наверное, обойдется дешевле. Но нет – на мосту опять возникают призраки троллейбусов с автономной тягой.
Их в свое время пытался внедрить и губернатор Морозов, А еще рассказывал о перспективах струнного транспорта Юницкого. Новые руководители тоже встают на прежнюю колею? Не пора ли властям спуститься небес на землю и хотя бы просто наладить нормальную работу транспорта в Ульяновске.
Фото https://ultoday73.ru/snachala-ukrepit-potom-blagoustroit-bereg-volgi-zhdet-kompleksnoe-razvitie/