4 февраля «СК» писал о конфликте между коллективом и главврачом Центра специализированных видов медицинской помощи (бывшая БСМП), который привел к массовому исходу из медучреждения высококлассных специалистов. Месяц назад Минздрав обещал стабилизировать ситуацию, но с тех пор она вообще зашла в тупик. Главврач Светлана Суворова, которую уже готовили на выход, ушла… но в декретный отпуск с внуком. Таким образом, она оставила за собой командирское кресло как минимум на два года. Разбираемся, чем эта победа обернется для медучреждения и для его пациентов.
Разделяй и властвуй
Напомним, что о конфликте стало известно из письма медиков губернатору Алексею Русских и министру Александру Гашкову, которое 28 января попало Интернет. Таким образом тема вышла в плоскость публичного обсуждения. Письмо привлекло к себе внимание еще и потому, что подписали его заведующие отделениями больницы, чьи имена известны, а авторитет неоспорим. Кроме того, в нем шла речь о вопиющих фактах: за последние полгода-год из больницы уволилось более 100 человек, в числе которых – врачи высокой квалификации. Потери перечислялись поименно, и они впечатляли.
На этом фоне молодежь делала головокружительную карьеру. Например, врач второй категории Иван Телегин возглавил и оперблок, и отделение анестезиологии и реанимации.
Конфликт начался именно с того, что главврач в своей кадровой политике вдруг резко взяла крен в сторону продвижения молодежи. Поддерживая молодежный совет, организованный в больнице, она давала понять, что все его члены находятся под ее личной защитой и в ее непосредственном подчинении. То есть компетенции заведующих были урезаны. Это расшатало работу отделений. Отделение анестезиологии и реанимации, одно из самых лучших в Приволжском округе, как говорится в письме медиков, пострадало больше всего. Из него одномоментно уволились восемь опытных докторов, включая заведующего Александра Парменова.
- С профессиональной точки зрения к нам претензий не было, коллектив был очень работоспособный и опытный. Причина увольнения – неблагополучный психологический климат, в котором просто невозможно было работать, - сказал Александр Евгеньевич в коротком интервью «СК». - Раньше у нас было взаимопонимание с главным врачом, но с лета она заняла позицию, которая спровоцировала раскол в отделении. Участники молодежного совета открыто говорили, что их поддерживает главврач, поэтому мнение руководства отделения и старших товарищей для них неактуально. Я два раза встречался со Светланой Александровной, пытался объяснить, что это дестабилизирует работу в отделении, нормальная психологическая обстановка для нашей службы особенно важна, нельзя работать в атмосфере нервозности.
О нынешнем положении отделения доктор Парменов говорить отказался:
- Меня там нет уже три месяца, так что некорректно было бы оценивать их работу. Могу только сказать, что основная часть молодых кадров, которые работают в отделении, не являются профессиональными анестезиологами. Им нужно нарабатывать квалификацию, но учиться не у кого. Не осталось прослойки опытных докторов, у которых можно было бы перенимать опыт.
По словам Александра Парменова, чтобы отделение анестезиологии и реанимации закрывало минимальные потребности лечебного процесса, в смену должно работать не менее четырех врачей, а в идеале пять. Меньше - это риски, прежде всего – для пациентов. Режим у врача, работающего в интенсивной терапии, должен быть с нормальными периодами для отдыха. Если доктор работает сутки через сутки, то, конечно, он не восстанавливается и риски врачебных ошибок возрастают.
Риски для пациентов
В условиях пандемии объемы хирургической помощи, которую оказывает БСМП, выросли на 27% (информация главного хирурга Ульяновской области и заведующего пятой хирургией больницы Виктора Бесова). Соответственно выросла нагрузка и на отделение анестезиологии, которому в нынешнем его составе не хватает ни опыта, ни людей. «Отделение не перекрывает даже экстренных дежурств, а наркоз больным дают клинические ординаторы, не имеющие сертификата анестезиолога», - говорится в письме медиков министру и губернатору. Блогер Константин Толкачев опубликовал в соцсетях часть личной переписки с врачами больницы о том, что происходит там сейчас: «Операции, по-прежнему задерживаются из-за нехватки анестезиологов. Норматив - 5 врачей. Сейчас экстренные дежурства обеспечивает бригада из 3 врачей-анестезиологов-реаниматологов и 1 клинического ординатора (читай - студента). Причем самый квалифицированный врач в этой бригаде имеет стаж чуть больше 5 лет. А ведь на их ответственности 3 реанимационных зала, противошоковый блок и несколько операционных. Поэтому, если потребуется операция одновременно хотя бы двум пациентам, судьба одного из них будет фактически под вопросом. Действующего заведующего отделением Ивана Телегина этот вопрос, видимо, не интересует либо не очень беспокоит. В противном случае он бы ежедневно что-то предпринимал в этом направлении. По существу получается, что каждые сутки в любой момент может случиться настоящая беда".
Вслед за первым письмом коллектив больницы отправил губернатору и министру второе. С той же настойчивой просьбой вмешаться в ситуацию. Оно появилось потому, что многие врачи захотели подкрепить обращение к власти своими голосами.
И это понятно: больница переживает настоящую катастрофу. Рушатся устои БСМП. Ведь сам по себе этот раскол на «опытных» и «молодых» совершенно чужд природе больницы, которая всегда славилась своей командной работой первых и вторых. Практически все профессионалы с большим опытом, которые работали или сейчас здесь работают, выросли в БСМП и воспитали себе смену из «молодых». Сейчас пласт таких врачей вымывается во всех отделениях. Работа в режиме перманентного конфликта изматывает коллектив, нагрузка на который и без того увеличилась в связи с пандемией, в связи с уходом опытных коллег.
Война в своих интересах
Светлана Суворова показала, что умеет воевать. Едва над ней нависла угроза увольнения, она ушла на больничный, подключила связи. В ее защиту, например, выступил экс-губернатор Морозов, который в свое время фактически и назначил ее главврачом Центра специализированных видов помощи. А не получив нужного результата, отправилась в декретный отпуск по уходу за годовалым внуком. По закону она может не работать и сохранять за собой место два года, а может выйти на работу в любой момент, хоть через полгода, когда страсти улягутся. На этих условиях найти адекватного руководителя для больницы невозможно. Никто не захочет сидеть в кресле, которое из-под него выдернут в любой момент.
Пожалуй, в истории ульяновской медицины это первый случай, когда главврач так дерзко и откровенно действует в собственных интересах, ставя в сложное положение свое медучреждение. Ведь абсолютно очевидно, что при таком раскладе больница, которая несет колоссальную нагрузку, на неопределенный срок остается в подвешенном состоянии. Скорее всего, конфликты, которые так резко обозначились, будут только обостряться, опытные врачи, которые сейчас балансируют между решением, уйти или остаться, будут уходить. Проблемы – копиться. Уже сейчас, по словам медиков, торги не проводятся, расходные материалы заканчиваются, не пересматриваются ставки хирургов, хотя объем их работы вырос почти на треть… Наверняка человек с опытом организатора здравоохранения мог бы продолжить перечень проблем, на которые обрекла госпожа Суворова больницу своим решением пересидеть трудные времена.
Как известно, проблемы медиков и медицины всегда оборачиваются проблемами для пациентов. То, что происходит сегодня в БСМП, ущемляет, прежде всего, интересы жителей региона. Этот конфликт попал в зону публичного обсуждения месяц назад. О нем написали почти все СМИ. Но на него не откликнулась ни одно из крупных общественных объединений, которые призваны представлять интересы простых людей – ни Медицинская палата, ни региональное отделение ОНФ, ни Общественная палата. Не знать о нем они никак не могли, ведь в эпицентре этого конфликта - их коллега и соратница по борьбе: Светлана Суворова является или являлась (в случае ОП) членом всех этих организаций.
Молчат пока губернатор и министр, хотя уже истекли те самые пресловутые 30 дней, в течение которых власть обязана дать ответ.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА